Дни завершения Песаха

Дни завершения Песаха

Сегодня вечером начинается седьмой день праздника Песах, который, как и следующий за ним восьмой день (так как мы живем вне пределов Земли Израиля), является особенным и носит статус Йом-Тов.

Седьмой и восьмой дни Песаха являются кульминацией пасхальной недели, ибо обретение Свободы не происходит одномоментно, а является особым процессом, который во времена Исхода начался выходом из земли Египетской, а завершился переходом Чермного моря. Именно в ночь на седьмой день Песаха Вс-вышний совершил чудо рассечения моря, а утром сыны Израиля пели гимн в честь этого чуда (Шмот, 14:21 -15:19), поэтому теперь в синагогах читают «Шират гаям» («Песнь у моря»), которую все слушают стоя.

В завершающие дни Песаха следует веселиться больше, чем во все остальные дни этого праздника. В ночь на седьмой день Песаха принято бодрствовать и изучать Тору.

Внимание! В последний день Песаха читают молитву «Изкор» — поминовение душ умерших.

В Днепропетровске чтение «Изкор» состоится 2 апреля в 11:30.

Тот, у кого оба родителя живы, на время чтения этой молитвы выходит из синагоги. Принято, что в течение первого года после смерти отца или матери сын во время чтения молитвы «Изкор» остается в синагоге, но саму молитву не читает.

В последнем дне праздника Песах присутствуют два несоответствия, более того, две противоположности. С одной стороны — это единственный праздник, в который не произносят благословение «Шегехеяну», но в то же время, радость и веселье последнего дня Песаха больше, чем в любой другой день этого праздника.

Объяснение этому дал Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон. Он объяснил, что в первый день Песаха евреи празднуют то, что Всевышний вывел их из Египта, а последний день Песаха – это праздник в честь будущего Освобождения. Таким образом, первый день Песаха относится к прошлому, а последний день – к будущему. Это является также объяснением того, что Баал-Шем-Тов устраивал третью трапезу в последний день Песаха и называл ее «трапезой Машиаха».

Можно предположить, что делал так он из-за того что в «афтаре» последнего дня Песаха идет речь о Машиахе, однако это не может быть причиной для устроения третьей трапезы, хотя бы потому, что «афтара» читается утром, перед второй праздничной трапезой. Но если вдуматься, то надо признать, что и «афтара» на тему Машиаха, и особая третья трапеза имеют одну и ту же причину. Она заключается в том, что внутренний смысл последнего дня Песаха связан с Машиахом, и поэтому Баал-Шем-Тов, которому были открыты самые глубокие секреты Торы, установил в последний день Песаха устраивать «трапезу Машиаха».

И так как последний день Песаха напрямую связан с Машиахом, то большую часть хасидских лекций, которые давали все главы ХАБАДа в этот день, связаны с Освобождением и Машиахом.

Несмотря на то, что в последний день Песаха радость евреев очень велика, в этот день не произносят благословение «Шегехеяну». Потому, что это благословение мы произносим только на нечто ощущаемое телом и сердцем, то есть то, смысл чего понятен и виден нашим глазам. А так как наша радость о будущем Освобождении, которого в данный момент не видно, то благословлять «Шегехеяну» нельзя.

Мы желаем всем читателям нашего сайта веселого и кошерного завершения праздника Песах, и пусть наше Освобождение станет полным и окончательным, и да удостоимся мы встретить приход праведного Машиаха!

Хаг кошер ве самеах!