Дочь эсэсовца, расстреливавшего евреев в Днепре, посетила еврейскую общину

Дочь эсэсовца

Для еврейской общины это был очень необычный визит – в составе немецкой делегации из города Вупперталь в Днепр приехала дочь офицера айнзацкомманды «Ц-6» Вильгельма Обера, лично расстреливавшего во многих местах, в том числе – в Бабьем Яру, в Днепропетровске, на Игрени, лично убившего тысячи невинных людей, среди них, вероятно, и брата Ребе, Дов-Бера Шнеерсона.

В группе были немецкие историки и общественные деятели из города Вупперталь, а весь визит был организован организацией «Международный фонд "Взаимопонимание и толерантность"» при поддержке Украинского института изучения Холокоста «Ткума» и Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине». Целью визита, как сообщила «Ткума»,  было стремление больше узнать об истории нацистской оккупации Украины, в частности, о преступлениях нацистских мобильных военных отрядов – айнзацгрупп, а также посетить мемориалы на местах массовых уничтожений людей и отдать дань памяти жертвам нацистской политики.

Свой визит госпожа Лило Батья (в девичестве Лиза-Лотта Обер) начала с посещения Областной психиатрической больницы и мемориалов на местах массового уничтожения больных, военнопленных, евреев и местных жителей. Немецкая делегация внимательно осмотрела мемориалы, прослушала разъяснения историков о том, что происходило здесь в ноябре 1941 года и в дальнейшем во время оккупации, а затем возложила цветы.

Лило Батья выступила у мемориала, установленного еврейской общиной в память о безвинных жертвах – врачах и пациентах больницы, среди которых был и Дов-Бер Шнеерсон, брат Любавического Ребе Менахема-Менедела Шнеерсона. Дочь Вильгельма Обера рассказала о том, как она узнала, кем был ее отец, какие документы ей удалось разыскать, и что в Вуппертале делается для сохранения исторической памяти о войне и Холокосте.

Затем немецкая делегация встретилась с руководством Совета евреев-ветеранов и председателем отделения «Ассоциации малолетних узников гетто и концлагерей», внимательно выслушала рассказ о том, что делается для сохранения памяти о Холокосте в Днепре теми, кто пережил его лично, и теми, кто, потеряв многих родственников, сражался с нацизмом, а особенно заинтересовались планами увековечивания имен безвинных жертв и мемориалом в Ботаническом саду. Председатель Совета Соломон Флакс подробно рассказал о проекте мемориала «Путь святых» и о сложностях в его реализации. Лило Батья и сопровождающие ее лица попросили разрешения у еврейских ветеранов сфотографироваться с ними на память и выразили надежду, что между ними будет обмен информацией.

Во время встречи с Главным раввином Днепра и региона Шмуэлем Каминецким и руководством еврейской общины звучало много слов о примирении, важности взаимопонимания, о необходимости строить будущее, не забывая, но преодолевая прошлое. Главный раввин Шмуэль Каминецкий назвал Лило Батью мужественной женщиной и приветствовал ее посещение мест, связанных с трагедией Холокоста. «Примирение на человеческом уровне не менее важно, чем на уровне государств, – мы видим сейчас какие теплые отношения между Германией и Израилем, как много делает Германия как государство, но очень важно, чтобы у этого было и человеческое измерение, именно поэтому я пригласил вас на встречу и хочу пожелать вам долгих лет жизни в благополучии», – сказал раввин и предложил фрау Батье сфотографироваться с ним и его женой.

На встрече с историками состоялся обмен документами и свидетельствами, связанными с Холокостом в Украине и Днепре. Директор Украинского института изучения Холокоста «Ткума» и Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» доктор Игорь Щупак подарил немецким исследователям Холокоста из Вупперталя копии исторических документов об уничтожении пациентов, врачей и военнопленных в больнице на Игрени, книги, изданные «Ткумой», и другие материалы, а, в свою очередь, фрау Лило Батья передала копии документов, находящихся в ее распоряжении.

В интервью нашему сайту фрау Батья рассказала, что до войны ее отец служил в уголовной полиции, что он добровольно пошел в СС и в айнзацкомманду. «Сейчас иногда говорят, что кого-то принуждали идти в СС, убеждали и заставляли. Не верьте, это не правда. В СС шли только добровольно, и еще надо было выдержать испытания. Мой отец был добровольцем и его никто не принуждал делать то, что он делал», – сказала Лило Батья.

Также она поведала, что после войны ее отец был осужден как нацистский преступник, но не за то, что он совершил в Украине, а за зверства, совершенные в Германии – накануне освобождения Вупперталя союзниками он участвовал в уничтожении всех доживших до этого времени узников в находящемся неподалеку лесу, и за это был осужден на десять лет. Из них провел в заключении пять и был досрочно освобожден. «Он никогда не рассказывал правду о том, что было в Украине, он всегда говорил, что был здесь полицейским по криминальным делам и только после его смерти в 1996 году, когда я стала восстанавливать историю, мне стал открываться правда, – сказала Лило Батья, урожденная Лиза-Лотта Обер, – я потрясена тем, как меня принимают в Днепре, с каким позитивом, с какой добротой, как искренне мне говорят о прощении и примирении. Я очень много узнала из этой поездки, например о том, что может быть именно мой отец убил брата Любавического Ребе, и о многом другом».