Именно под таким названием — «Если в кране нет воды…» (строчка из песни Константина Беляева «Евреи, евреи, кругом одни евреи», ставшая поговоркой), PinchukArtCentre представляет украинскому социуму работы Александра Ройтбурда, в рамках проекта РАС-UA, который проходит в контексте выставки «Коллекционная платформа 2».
Александр Ройтбурд рисует евреев. То есть, нет, не евреев, но, как бы это сказать…, в виде евреев. Он нарисовал, как евреев, многих культовых персонажей и знаковых персон. Причем «объевреевает» художник не кого-нибудь, а именно тех, кого принято называть «нашим всё». Александр Сергеевич и Лев Николаевич, Федор Михайлович и Тарас Григорьевич с пейсами и в талесах выглядят весьма свежо, как «Сусанна и старцы» в романе братьев Стругацких «Отягощенные злом». А еще на выставке можно увидеть и Джона, Пола, Джорджа и Ринго, Махатму Ганди, Энди Ворхола и Майкла Джексона.
Впрочем, сам Александр Ройтбурд, большой мастер эпатажа, эту выставку назвал «дружелюбной провокацией». «Если существует такое явление как ксенофобия, почему не может быть его антипода — ксенофилии?» — удивляется художник.
Эзра Гордон, посетивший выставку, правда, выразил некоторый скепсис: «Поскольку это как явление явно относится к постмодернизму, то, как учил нас Ролан Барт, все обязательно должно зависеть от контекста. И действительно, если бы фамилия художника была не столь семитской, и выставка была бы не там, где она сейчас — она бы сразу приобрела другое звучание, не так ли? Странно на такой выставке видеть «портрет» братьев Кличко, потому что явно он придуман для того, что бы автора не упрекали, что «пейсаизации» подвергают только тех, кто уже ответить не может. А интересно было бы посмотреть на реакцию Федора Михайловича и Льва Николаевича на такие вещи, боюсь у них, да и у Тараса Григорьевича, наверное, она была бы бурной, а братья Кличко — люди мирные, да еще у них есть бабушка».
Художник же скромно заявляет, что всего лишь довел до абсурда стереотипы антисемитов, которым всегда было присуще повсюду видеть затаившихся евреев, а с другой стороны — известный еврейский стереотип — усматривать в каждом хорошем человеке еврея. «Это болезненное сознание, которое и является объектом легкого издевательства. С другой стороны, это совершенно неагрессивно. Это провокация, но дружелюбная», — не устает заверять он публику.
«Все началось с Пушкина. На каком-то сайте появилась информация, якобы предки его были не эфиопы, а эфиопские евреи. Это абсолютно недоказуемо. Но у меня появился такой вот Пушкин с пейсами. Дальше эта идея начала развиваться», — с гордостью поведал Александр Ройтбурд, вызвав у некоторых журналистов ассоциации с рассказом Михаила Зощенко «Агитатор».
Но не каждому суждено стать аидом, даже на полотнах Ройтбурга, Есть те, кто ни в какую не идет на это. Так «в евреи» не пошел Николай Васильевич. «Хотел в этой серии нарисовать Николая Гоголя. Думал, это будет легко, потому что у него классический нос еврея. Сделал 10 эскизов, но ни один не удался», — горько сетует автор.
В PinchukArtCentre представлено девять таких «работ», а будет их, по мнению Александра Ройтбурда, пятнадцать. На них уже, тоже по его словам, есть покупатели, просто он пока не в силах расстаться с этими полотнами.
Посмотреть на творения Ройтбурда можно до 27 ноября и, как нам сообщают из Киева, это таки пользуется успехом. Так что будете в Киеве – нарочно зайдите посмотреть. (Наверное, надо быть осторожнее в наших аллюзиях, а то он и Михаил Афанасьевича нарисует… И опять таки будет виноват Пушкин, как в связи с неуплатой за паровое отопление).









