Еврейские корсары: история или легенда?

Еврейские корсары: история или легенда?

Существует достаточно распространенное мнение, что традиционными еврейскими занятиями были ремесленничество, торговля, юриспруденция и медицина. В сознании легко возникают ассоциации: еврей-портной или сапожник, еврей-адвокат или ростовщик. Но есть предположения, что в прошлые века некоторые выходцы из Святой Земли занимались, казалось бы, вовсе не типичным для их народа промыслом – морским разбоем, делом рисковым, опасным и романтичным. История пиратства полна белых пятен и неточностей, так что не исключено, и даже весьма вероятно, что среди корсаров были и евреи. Именно этому вопросу, а также другим аспектам еврейского пребывания в регионе, который тогда назывался Вест-Индия посвящена статья «Евреи Карибского моря», подготовленная Софьей Бакулиной и опубликована 23 февраля 2012 года на ресурсе Sem 40.

Однако у исследователей есть разные взгляды на тему того, насколько много евреев участвовало в пиратской, а точнее в корсарской деятельности (это важное отличие, ибо корсар, он же капер, состоял на службе у правительства воюющего государства и его действия имели «законный» характер). Наиболее полно этот вопрос отражен в книге «Еврейские пираты Карибского моря» авторства Эдварда Крицлера (Edward Kritzler), где речь идет о зарождении еврейского пиратства на Карибских островах. Владимир Островский в своей статье «Евреи в Америке» рассказывает о массовом переселении евреев из Европы в Новый Свет, упоминая, что даже Христофор Колумб мог иметь еврейские корни, не говоря уже о многих авантюристах, ставших пиратами после изгнания с Пиренейского полуострова. Однако в публикации Михаила Носоновского, посвященной надгробной символике на еврейских кладбищах, сказано, что характерные пиратские символы на старых еврейских захоронениях на Ямайке вовсе не являются доказательством того, что погребенные при жизни занимались пиратством.

Предлагаем и читателям нашего сайта ознакомиться со статьей Софьи Бакулиной.

Евреи Карибского моря

Каждый остров Карибского архипелага имеет собственную «еврейскую историю». Многие евреи, преследовавшиеся испанской и португальской инквизицией, бежали в Вест-Индию, и если большинство выбрало «мирную» профессию, став торговцами или плантаторами, то среди склонных к авантюризму распространенным занятием стало пиратство.

Сегодня это даже сложно себе представить, однако в XVI-XVIII веках еврейские пираты бороздили Атлантику, нападая на испанские флотилии, мстя таким образом за изгнание с Пиренейского полуострова.

В экипаже флотилии Христофора Колумба, состоявшей из трех судов («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья») и открывшей в 1492 году Америку, были евреи и марраны, в том числе лекарь и штурман.

Существует версия, что Колумб и сам был еврейского происхождения, а одним из мотивов, заставивших его отправиться на поиски новых земель, стало желание основать там поселения, в которых преследуемые иудеи смогли бы укрыться от инквизиции.

Массовая иммиграция евреев на Карибы началась в 1497 году – главной причиной тому послужило изгнание их из Портулагии. В 1504 году Колумб основал на Ямайке полноценную колонию, на которую власть инквизиции не распространялась. Многие ее обитатели, марраны по происхождению, стали пиратами, грабившими испанские суда. Самые известные из них – Самуэль Паллаче и Мозес Коэн-Энрикес, обогатившиеся за счет испанского золота и серебра. Однако власть инквизиции в конце концов распространилась и на Ямайку.

Местные евреи поддержали англичан, захвативших колонию в 1655 году. Они не без оснований рассчитывали, что британская власть окажется более веротерпимой, по сравнению с испанской. К тому времени на Карибах уже сформировалась сравнительно многочисленная еврейская диаспора.

Между тем отношение к евреям в Европе становилось все более враждебным. Голландские евреи бежали в Виллемстад, столицу острова Кюрасао, где в 1674 году была создана община и открыта синагога «Микве Исраэль». Сефардская еврейская община существует на Кюрасао и по сей день.

История евреев Карибских островов живо описана в книге Жозетты Каприлес Голдиш «История карибских сефардов», опубликованной в 2009 году. В ней упоминаются старинные сефардские семьи: Лопекс-Пенхас, Де Марченас, Дельвалье, Сассос, Сеньорс и другие – торговцы, политики, поэты, промышленники, врачи, юристы.

«Большинство евреев покинули остров в XIX веке, но их потомки до сих пор помнят о своем сефардско-карибском наследии», – говорит Голдиш.

Еврейские общины возникли также на принадлежавшем Британии острове Барбадос и в голландской колонии Суринам. Еврейское кладбище Барбадоса считается одним из старейших некрополей Нового Света. Самые старые могилы датированы серединой XVII века. В историческом здании синагоги Барбадоса, построенном в 1654 году, ныне размещается библиотека. В Бриджтауне (административном центре острова) отреставрировано старинное еврейское кладбище.

Фундамент синагоги в Шарлотте-Амалии, столице острова Сент-Томас, входящего в состав Американских Виргинских островов, сделан из песка. До 1917 года остров был единственной (за исключением Гренландии) колонией Дании в Новом Свете.

Еврейские общины возникли также на Кубе и в Пуэрто-Рико. Сегодня в Гаване насчитывается несколько сотен евреев, хотя полвека назад численность общины достигала 15 тысяч человек. Большинство евреев покинули Кубу после победы революции и прихода к власти Фиделя Кастро.

Некоторые евреи Карибских островов стали плантаторами, владевшими рабами и занимавшимися выращиванием сахарного тростника и изготовлением рома.

В 1635 году французской колонией стал остров Мартиника. В 1667 году там была организована еврейская община и построена синагога. В 1685 году король Людовик XIV отменил Нантский эдикт, принятый его дедом Генрихом IV и провозглашавший во Франции и ее колониях веротерпимость. В итоге большинство евреев покинули Мартинику и переселились на Кюрасао.

В результате Великой Французской революции господству католической церкви пришел конец, однако евреев во французских колониях к тому времени почти не осталось. В 60-х годах уже XX века на Мартинике поселилась группа евреев из Северной Африке, основав общину в столице Мартиники, городе Фор-де-Франс.