Газету «Исраель а-Йом» конкуренты пытаются запретить специальным законом

Газета «Исраель а-Йом», («Израиль сегодня») уверенно набирает популярность и теснит на рынке известные ивритоязычные издания «Маарив» и «Едиот Ахронот». Два года газета выходила по будням, но теперь она стала иметь и пятничный выпуск, отчего конкуренты пришли в ужас.

Поскольку «Исраель а-Йом» основана самым богатым евреем в мире, американским миллиардером Шелдоном Эдельсоном, известным своей принципиальной и взвешенной политической позицией, а также своей активной помощью многим еврейским проектам, например «Таглиту», в Кнессете появился законопроект, требующий лишить всех зарубежных евреев права владеть газетами в Израиле.

В Израиле считают, что законопроект инспирирован владельцами газеты «Маарив» Офером Нимроди и, возможно, «Едиот Ахронот» Арноном Мозесом. О Нимроди прямо пишут, что у него «личная война» с Шелдоном Эдельсоном, большим другом Израиля, последовательно отстаивающим его интересы в Соединенных Штатах.

Удивительно, но в Израиле газету «Исраель а-Йом» поддержал только один владелец известного издательского дома — Амос Шокен, издающий газету «Гаарец», известную своими левыми предпочтениями. Он печатает часть тиража для «Исраель а-Йом», а конкурировать с ней даже не пытается.

Газета «Исраель а-Йом», хотя на израильском рынке и новичок, но уже твердо вышла на второе место. Во всяком случае, так заявил сам Эдельсон, выступая на торжествах по поводу начала выходов пятничных выпусков. Он сказал, что «Исраэль а-Йом» уже сегодня стала вторым изданием, а скоро выйдет на первое место, намекая на увеличение своей доли на рынке. Бизнесмен подчеркнул, что ожидал жесткого сопротивления со стороны конкурирующих изданий, и заявил, что его газету никто не остановит. Он добавил, что все проекты сохраняют важность для него, но «Исраэль а-Йом» стоит на особом месте.

В ближайшем будущем, пообещал Шелдон Эдельсон, его газета станет ведущим изданием Израиля. Наблюдатели отмечали свойственную ему напористость, и то, что он «излучал уверенность в своих силах».

Интернет-издания пишут, что депутаты Кнессета очень боятся предложенного закона, и не потому, что он пытается грубо попрать принципы свободы слова, а потому, что если они осмелятся твердо высказаться «за» или «против», они поссорятся с влиятельными медиа-магнатами.

Агентство Курсор, цитируя издание TheMarker, утверждает, что в основе лежат финансовые потоки от рекламных поступлений, которые отберет «Исраэль а-Йом» у нынешних «жирных котов»: «Когда «Исраэль ха-йом» начнет выпуск номера к уик-энду с двумя приложениями, в газетном мире начнется настоящая война.
Главную угрозу, — по мнению обозревателя TheMarker, — новое начинание несет «Маариву», для которого оно может стать «надгробным камнем», но и для «Едиот ахронот» оно сулит серьезные финансовые проблемы.

Дело в том, что реклама в «Исраэль ха-йом» гораздо дешевле, чем в «Едиоте» и Маариве», рекламодатели предпочитают эту газету, о чем свидетельствуют следующие данные:

Объем рекламы в «Едиот ахронот» сократился в первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 на 17%, в «Маариве» – на 7%, а в «Исраэль ха-йом» – вырос на 112% (!).

Такое перемещение потока рекламы не удивительно. Хоть «Едиот ахронот» по-прежнему удерживает лидерство по количеству израильтян, которые знакомы с его материалами: «индекс узнавания» (????? ?????? ) – около 34%, но «Исраэль ха-йом» по этому показателю вышла на втрое место – 27%.

В настоящее время картина с «индексом узнавания» с пятничными выпусками газет выглядит так: «Едиот ахронот» – 45,9%, «Маарив» – 18,2%, Гаарец» – 8,5%. Скоро станет ясно, как эта таблица изменится с выходом на сцену нового игрока».

Отметим, что многие евреи и неевреи не раз пытались войти на медиа-рынок Израиля – Руперт Мердок, Роберт Максвелл, Владимир Гусинский – но пока никому не удалось добиться на нем таких громких успехов за столь короткое время как Шелдону Эдельсону, и, похоже, он преподнесет общественности еще немало сюрпризо