В прошлом году группа «Колель Тора для женщин» распространила материал с практическими советами по подготовке к Песаху и поведению во время праздника. Особо важно, что советы в тексте приводятся с учетом обычаев ХаБаДа.
Думается, что и читателям нашего сайта будет полезно познакомиться с этими рекомендациями, которые дал очень уважаемый и авторитетный раввин Иосиф Иешуа Браун (Нью-Йорк, США), являющийся членом раввинского суда в Краун-Хайтс. Перевод текста выполнила Ципора Шуфотинская.
Практические рекомендации по подготовке и проведению Песаха
Основные законы и обычаи, приведенные ниже, были взяты из нескольких источников. Основными источниками являются: Шулхан Арух и комментарии, Агада шел Песах с комментариями мудрецов и обычаями, Сефер Минhагим ХаБаД и т.д. Целью данного краткого конспекта является проинформировать Вас о некоторых актуальных законах, а не обязать человека их выполнять в полном объеме.
Про «Бдикат хамец».
Разрешено начинать – но не заканчивать полностью – выполнение заповеди бдикат хамец раньше, чем в ночь 14 Нисана. Независимо от даты проведения бдикат хамец, его нужно выполнять в ночное время и использовать для этого свечу. В таком случае, не произносят благословение, и следует позаботиться о том, чтобы в помещение, где проводят бдикат, не попал хамец. Одну из комнат следует оставить без поиска хамца, так чтобы завершить бдикат хамец ночью 14 Нисана с благословением.
Тот, кто собирается в дорогу в канун Песаха, чтобы провести праздник в другом месте не должен продавать всю свою собственность нееврею, в качестве хамца. Следует оставить хотя бы одну комнату не проданной, чтобы выполнить заповедь бдикат хамец. Тот, кто уезжает раньше, чем 14 Нисана не должен оставлять комнату не проданной. Он обязан провести бдикат хамец там, где он будет находиться 14 Нисана. Тот, кто гостит у других, должен оставить немного хамца в той комнате, где он гостит, и провести поиск хамца (технически гость может выполнить заповедь вместе с хозяином дома. В таком случае хозяин выступает как шалиах от имени гостя). Если у гостя вообще нет хамца с собой, он не обязан проводить бдикат хамец. Если он хочет тщательно соблюсти эту заповедь, то следует позаботиться о том, чтобы приобрести немного хамца, специально для бдикат хамец.
Бдикат хамец проводят после Маарив. В Шулхан Арухе приведены различные варианты, но все же общепринятой практикой является провести бдикат хамец сразу после вечерней молитвы.
До наступления срока, после которого нельзя есть хамец, нужно почистить зубы и прополоскать рот, чтобы извлечь любые остатки хамца. Съемные зубные протезы или пластинки следует тщательно очистить, дабы удалить любые следы видимого хамца. Затем их следует откашеровать на Песах, обдав их кипятком из 2 сосуда. Если человек уверен, что они не повредятся, облив их кипятком прямо из сосуда, где кипит вода, он может это сделать. Зубные протезы или брекеты, которые крепятся к зубам, следует сперва почистить, удаляя любые крошечные остатки хамца. А затем нужно «откашеровать» их: выпить воду настолько горячую, насколько человек может проглотить, не навредив себе, не дай Б-г.
Женщины, которые собираются надевать кольца во время Песаха, которые были в контакте с теплой смесью хамца, должны откашеровать их. Следует убрать любые следы хамца с кольца, а затем обдать его кипятком.
Что если человек нашел хамец в доме во время Песаха?
Согласно закону, хамец, найденный в эрев Песах до окончания срока, когда еще разрешено уничтожать хамец и времени шкии, должен быть полностью уничтожен. Это же относится и к хамцу, найденному в холь амоэд, следует его накрыть, так чтобы не видеть, а затем уничтожить сразу после выхода Йом Това или Шабата. Сегодня принято добавлять фразу в контракт продажи хамца нееврею «бе коль маком ше hу» («в любом месте»). Поэтому некоторые авторитеты считают, что хамец, найденный во время праздника, принадлежит нееврею, и его следует положить к остальным проданным вещам.
Подготовка к Седеру.
Следует накрыть стол еще днем, дабы начать седер как только стемнеет. Поэтому днем в эрев Песах, человек должен подготовить все необходимое для седера: мацу, вино (убрать акцизные марки и открыть бутылки), другие продукты, которые размещают на кеаре. Следует проверить листья салата, дабы убедиться, что они без жучков; тщательно высушить их, чтобы маца, которая будет соприкасаться с листьями не намокла.
Также следует заранее подготовить продукты для кеары, хотя традицией Хабада является размещать продукты на кеаре для седера лишь ночью, сразу перед произнесением Кидуша.
Во время проведения шулхан орех (трапезы) следует быть осторожным при чистке яиц. Яичная скорлупа является мукце. Поэтому нужно чистить яйца прямо над мусорным ведром. Когда во время Биркат Амазон омывают пальцы, не следует прикасаться влажными пальцами к губам. Это предостережение нужно применять 7 дней праздника.
В своей Агаде, Ребе писал, что подходящее время для того, чтобы налить бокал для пророка Элиягу «после произнесения Биркат Амазон» (кроме особых случаев).
Человеку следует быть радостным и в хорошем расположении духа все 8 дней праздника. Он должен проследить, чтобы все, кто от него зависят или сопровождают его (жена, дети) также были в хорошем расположении духа. Эта радость является обязанностью по Торе. Как это выполнить? Муж должен купить новую одежду и украшения своей жене, которые ему по карману. Следует дать цдоку заранее, за 2 дня Песаха.
После того, как постирали одежду с порошком или отдали в химчистку, нужно ли проверять карманы?
Нет необходимости проверять карманы одежды, которая была постирана с порошком до Песаха. Это относится к одежде, которая не надевалась после стирки, и не было шанса, что в карманах мог появится хамец.
В каком случае можно делать стирку в холь амоэд Песах?
В Торе сказано, что нам следует покупаться и постирать одежду перед Песахом, чтобы быть чистыми и в свежей одежде перед праздником. В Шулхан Арух запрещено стирать вещи в холь амоэд, даже если стирка делается неевреем. Исключением является одежда маленьких детей, ведь они очень часто пачкаются: можно постирать для них любое количество одежды, так как не известно сколько может понадобиться. Для более старших детей, которые пачкаются, но не так часто, можно постирать ту одежду, которая им необходима в данный момент. Однако для взрослых предпочтительнее купить новую одежду в холь амоэд, чем постирать.
Женщинам и девушкам следует надеть праздничную одежду в Йом Товы. Это может быть и домашняя одежда, подходящая для праздника.
Шампуни, Косметика, Витамины: Неужели действительно можно использовать только те, что есть в «Списке»? Почему они должны быть без хамца, если мы их не едим?
Согласно галахе, если хамец является неподходящим для употребления в пищу, то он не считается хамцом. Однако обозначение неподходящий не является очевидным. То, что считается несъедобным согласно современным нормам не всегда совпадает с мнением галахи. Некоторые продукты галаха считается пригодными для употребления в пищу человеком, хотя современные люди отталкивают даже идею их употребления. Множество продуктов, таких как духи, содержат в составе денатурированный спирт. По некоторым мнениям денатурированный спирт подходит для употребления в пищу, так как есть алкоголики, которые с большим удовольствием его выпьют. Следует отметить, что алкоголь, входящий во множество продуктов, сейчас могут производить из кукурузы или синтетическим путем, поэтому пользоваться такими продуктами нет проблем в Песах.
Крема и Лекарства.
Народ Израиля свят и установленные обычаи существует для того, чтобы быть экстраскрупулезным в соблюдении Песаха. Все согласны, что лучше использовать новый флакон губной помады в Песах, так как обычно помаду «съедают», когда кушают хамцовую пищу в течение года. На самом деле это относится к большинству предметов, которые обычно контактируют со ртом, например, зубная щетка. Также принято устрожаться с теми продуктами, которые принимают орально: витамины, натуральные лекарства и зубная паста.
Если лекарство содержит хамец, но имеет неприятный вкус, при наличии возможности, человеку следует использовать альтернативное лекарство без хамца. Если такой возможности нет, то больной может принимать лекарство, содержащее хамец, при условии, что оно не вкусное. Однако, если у лекарства есть приятный вкус, это жевательные таблетки, или вкусный сироп от кашля, то их нельзя принимать в Песах, при условии, что жизнь человека не находится в опасности без этих лекарств или, не определили, что они не содержат хамец. Лекарства, которые принимают на постоянной основе, не следует отменять в Песах, не проконсультировавшись с доктором. Лучше всего не отказываться от лекарств, даже если они содержат хамец, без консультации с раввином и врачом.
Можно ли нюхать запах хамца в Песах?
Запрещено нюхать запах хамца в Песах даже если он принадлежит нееврею. Альтер Ребе приводит этот закон в своем Шулхан Арух. В случае с духами есть другие размышления на этот счет, которые позволяют быть лояльными.
После того, как стены возле плиты вымыли, нужно ли их покрывать?
Вообще нет никакой реальной причины зачем покрывать стены, ведь мы не едим с них. Люди могут покрывать стены, если они этого хотят. Если человек знает, что кастрюля с едой, содержащей хамец, прикасалась к стенке, и возможно пасхальная кастрюля будет прикасаться к тому же месту, то в галахе написано, что в таком случае нужно покрывать стены.
После того, как полки холодильника помыли, нужно ли их дополнительно накрывать?
Практика покрывать полки холодильника имеет под собой реальную причину, ведь пища, содержащая хамец ставится на эти полки. В виду того, что нам запрещено иметь даже крошку хамца в Песах, и того, что очень тяжело вычистить все щели в холодильнике, люди покрывают полки, чтобы обезопасить себя.
Если уронили на пол еду, можно ли ее поднять и использовать дальше для приготовления?
Общепринятой, хотя и не официальной, традицией в Хабаде (которую практикуют и другие) является практика не использовать какую-либо пищу, которая соприкасалась с полом. Это же относится и к приборам. Если необходимо, человек может помыть и сразу использовать прибор, который упал. Это не является галахической проблемой. Однако, общепринято, отложить упавший прибор и не использовать его до следующего Песаха.
Нужно ли очищать фрукты и овощи от кожуры?
Не известен галахический источник откуда пошла эта практика. Тем не менее, это является принятой среди хасидов традицией. Эта традиция кажется более актуальной сейчас, так как многие фрукты и овощи опрыскивают. Те фрукты и овощи, которые мы не можем очистить, мы не используем.
Основные обычаи в Хабаде.
Мы не едим мацу шруя – влажную мацу. У хасидов эта традиция идет со времен Магида из Межирич. В Агаде, наш Ребе сказал, что мы не только избегаем влажной мацы, но мы накрываем мацу на столе во время еды. Некоторые накрывают мацу тканью, или специальными пакетами, другие отодвигаются от стола, когда кушают мацу. Во время маим ахроним, мы не подносим влажные пальцы к губам, чтобы не намочить крошки мацы, которые могли остаться на них. Есть спор среди законоучителей, разрешено ли употреблять машинную мацу, и большинство считает, что нет. Позиция Хабада такова, что нужно следовать мнению большинства в данном вопросе.
Также наш Ребе указывал, что согласно нашей традиции, два ингредиента, которые изначально входили в харосет – корица и имбирь – были исключены из состава из-за опасения хамца. Если человек сам вырастил эти продукты и уверен, что в них нет хамца, то он может их употреблять в Песах.
Какова причина того, что некоторые люди едят в Песах только фрукты и овощи, которые можно очистить и которые были доступны на территории России в 1930-х?
На самом деле причинной, почему некоторые едят только ограниченные виды продуктов (картофель, батат, свеклу, морковь, лук, лимоны, яблоки…) в Песах, является факт того, что некоторые люди придерживаются очень широкого понимания термина китниет. Некоторые определения довольно противоречивые. Некоторые люди настолько крайне подходят к этому вопросы, что убирают из своего рациона в Песах те фрукты и овощи, в которых много семечек. Однако, из галахического определения «китниет» (Шулхан арух Альтер Ребе) не выводят никаких подобных постановлений. Однако, бывает, что есть доля истины в подобном подходе. Ребе из Бельц, реб Арон, не ел огурцы в Песах потому что его предки не ели их. Он объяснял это так, что так как даже крошечное количество хамца запрещено, мы должны быть экстра-тщательными. Однако, Ребе из Бельц, по этой же причине и не летал на самолетах. Цемах Цедек сказал не есть редис в Песах, не дав никакого объяснения этому. Также есть древний обычай не есть чеснок.
И так, если человек желает устрожиться в Песах, каков правильный подход к этому?
Радость в Йом Тов, праздновать Песах с радостью, это заповедь из Торы, которая возложена на всех мужчин, женщин и детей. Гидуры – это всего лишь гидуры, не обязанность. Если Песах вгоняет человека в состояние 9 Ава, то ему не нужны гидуры. С такими вопросами следует обратиться к раввину или машпиа. Они могут сказать, что так называемые гидуры человека не имеют обоснований в галахе или не связаны с традицией. Ребе цитировал Ребе Рашаба и говорил, что человеку не следует брать на себя дополнительные гидуры, чтобы не пришлось потом делать отказ от обетов. Также Ребе Рашаб сказал, после того, как продал хамец: «Я очень опасаюсь хумрот». Это сложно понять, ведь Альтер Ребе говорил, основываясь на слова Аризаля, что человеку следует соблюдать все устрожения, связанные с хамцом. И на самом деле, Ребе Рашаб соблюдал очень много дополнительных хумрот в Песах. Один из уроков, который можно вынести из слов Ребе Рашаба, это то, что нужно брать на себя устрожения без обета «бли недер». Не все гидуры подходят всем людям.
Какие есть законы и устрожения, связанные с уборкой перед Песахом?
Некоторые люди путают уборку перед Песахом с генеральной весенней уборкой. И такой подход может вызвать неприятные ощущения от Песаха у человека, который ограничен во времени. Важно разделять уборку перед Песахом и генеральную уборку. Как принято говорить: «Грязь – это не хамец, а дети – не корбан Песах». Если человек хочет сделать генеральную уборку, он вправе это делать при условии, что понимает, что такая уборка не имеет ничего общего с Песахом. Если человек берет на себя устрожения в уборке перед Песахом, он должен делать это из-за любви к выполнению заповеди. Ведь почему бы не постирать шторы перед Шавуотом или Рош Ашана? Сегодня уборка перед Песахом намного сложнее чем была когда-то, ведь наши дома и имущество стали больше. Важно помнить, что место, куда хамец не мог попасть не нужно убирать. Цемах Цедек говорил, что помещение, которое будет продано, не нужно убирать и искать там хамец.
Источник: HALACHA2GO.COM