Одна из важнейших заповедей праздника Суккот – заповедь пребывания в «шалаше». В шалаше надо находится по возможности максимальное количество времени, ибо он призван заменить постоянный дом на время праздника. В нем надо есть и пить, учить Тору, встречаться с друзьями, радоваться и веселиться, ибо Тора называет период Суккота «временем радости нашей».
Традиция предписывает каждому еврею принять участие в строительстве сукки, мало того, подчеркивается важность того, чтобы сукка была у каждой еврейской семьи. Шалаш может быть построен возле дома и даже на балконе. Евреи в средневековых городах, где был большой дефицит земли внутри городских стен, строили специально дома с плоскими крышами, чтобы на них поострить сукку к празднику (например, в центре Львова, если вы видите дом с плоской крышей, вы можете быть уверены – он построен евреями именно с этой целью).
Как построить сукку для своей семьи вы можете узнать из этого небольшого видеоролика.
Также мы предлагаем вам ознакомиться с кратким обзором законов сукки.
Заповедь о празднике Суккот гласит: «В шалашах живите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской» («Ваикра», 23:42-43).
Каждый еврей обязан принять участие в строительстве сукки (шалаша): заготовке схаха (веток для крыши), сколачивании стен и украшении сукки (этим с особенным удовольствием занимаются дети).
Шалаш должен стоять под открытым небом (над схахом не должно быть ни крыши, ни ветвей живого дерева). Строить шалаш на чужой земле можно только с разрешения ее хозяина.
Стены шалаша должны быть крепкими и устойчивыми настолько, чтобы они не двигались от ветра. Они должны стоять на земле (или быть поднятыми над ней не более чем на 24 см). У сукки должны быть четыре стены, но если это невозможно, достаточно и трех.
Для схаха используют растения и их части: ветви, листья, прутья, лозу. Живое растение, корни которого уходят в землю, не может служить схахом. Лучше всего использовать ветви деревьев, стебли бамбука или камыша. Деревянные детали малого поперечного сечения (рейки, планки) также могут быть использованы в качестве схаха. Опорой схаху служат балки, которые также должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к схаху.
Схах должен быть густым: тени от него должно быть в шалаше заметно больше, чем просветов, сквозь которые проникают лучи солнца. Даже если в общем подсчете площадь тени превышает площадь, освещенную солнцем, надо следить, чтобы в схахе не было прорех шириной более 24 см.
Обычай ХаБаДа – не украшать сукку.
«В шалашах живите семь дней», – в течение всего праздника Суккот следует жить в шалаше, то есть превратить сукку в свой дом: есть, пить, изучать Тору, отдыхать, принимать гостей.
Всю неделю праздника помещение шалаша становится как бы вместилищем заповеди. Поэтому сюда нельзя входить в грязном или вносить испачканное, нельзя до окончания Симхат Тора использовать для чего-либо доски шалаша, а после праздника, когда хижину наконец разбирают, – нельзя наступать на материалы постройки, либо применять их для неблаговидных целей.
По закону на протяжении семи дней запрещается есть и пить вне шалаша. Это не относится к воде, хотя желательно и жажду утолять только в шалаше. Трапезы первого и второго вечера – это особая заповедь. Даже если человека постигло – не дай Б-г! – тяжелое несчастье или он болен, тем не менее, он обязан во время первых двух ночей съесть хотя бы маленький кусок хлеба в шалаше. То же самое относится к непогоде. Если идет сильный дождь, способный испортить еду, и нет надежды на его скорое прекращение, мы не обязаны есть в шалаше и можем ограничиться кусочком хлеба, заменяющим трапезу. Проливной дождь в остальные (начиная с третьего) дни праздника освобождает от обязанности есть в шалаше. (Тем не менее, обычай ХаБаДа даже в дождь есть в шалаше).
Вечером первого дня, после молитвы в синагоге, заходят в шалаш для праздничного ужина и произносят кидуш над бокалом вина. Вслед за этим говорят благословение «Лейшейв Басуко»:
Борух Ато А-дой-ной Э-лой-эйну Мэлэх Оойлом Ашэр Кидшону Бемицвойсов Вцивону Лэйшэйв Басуко.
Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, освятивший нас своими заповедями и указавший нам пребывать в шалаше.
Затем омывают руки и произносят благословение над хлебом. Весь год по традиции первый кусочек хлеба окунают в соль. В Суккот, как и на Рош А Шана, его макают в мед. Всякий раз, когда мы едим в шалаше, вслед за благословением «Амойци» (на хлеб) или «Мезойнойс» (на торт или печенье) следует добавлять благословение «Лейшейв Басуко». Но его не произносят на восьмой день – в Шмини-Ацерет.
Заповедь «сукка» не распространяется на женщин, и они не обязаны есть в шалаше. Но женщины, пожелавшие исполнить эту заповедь наравне с мужчинами, имеют на это право и произносят те же благословения.
Больной, а также тот, кто за ним ухаживает (все время, пока он занят помощью ему), свободны от исполнения заповеди жить в шалаше.