Готовимся к Суккот! Краткий обзор праздника

Готовимся к Суккот! Краткий обзор праздника
Через четыре дня после Йом Кипура, вечером 14 числа месяца тишрей (в этом году – вечером 29 сентября), начинается новый этап празднеств месяца тишрей – время праздника Суккот, а следом за ним – Шмини Ацерет и Симхат Тора. Но подготовка к Суккот начинается сразу после Йом Кипура, подчеркивая неразрывность этого периода – именно в ночь после исхода Дня Искупления принято начинать строить шалаши.
 
Мы в краткой форме постараемся дать нашим читателям информацию об основных элементах праздника, но рекомендуем за более точными рекомендациями обращаться в синагоги к квалифицированным и опытным специалистам, ибо детали исполнения заповедей Суккот сложны и многочисленны.
 
Суккот кардинально отличается от первых праздников месяца Тишрей, где главным был мотив раскаянья, тшувы и Суда. Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния, стремления духовно возвысить себя и подняться к Б-жественному, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость.
 
Содержание этого радикального перехода прекрасно выражает книга Тегилим: «Свет посеян для праведников, и для прямодушных – радость». После того, как выпрямились наши сердца в Йом Кипур, приходит радость и спокойствие праздника Суккот.
 
И в самом деле, говоря о празднике Суккот, Тора трижды упоминает о веселье:
1. «И веселитесь пред Г-сподом семь дней» (Ваикра, 23);
2. «И веселись в твои праздники…» (Дварим, 16);
3. «И будешь только веселым» (Дварим, 16).
 
Поэтому в Святых книгах всюду, где сказано просто «праздник», имеется в виду праздник Суккот.
 
Праздник этот в Торе называется также «праздник сбора урожая» – так как он приходится именно на это время. Начинается он 15 Тишрей и продолжается семь дней, а восьмой день – самостоятельный праздник под названием Шмини Ацерет, когда мы уже не сидим в «сукке» – шалаше, сосредоточивающем в себе всю суть праздника Суккот.
 
Шмини Ацерет называется так потому, что в Торе сказано о нем: «В день восьмой [шмини] празднество [ацерет] будет у вас — никакой работы не совершайте» (Бемидбар, 29). Буквально же слово ацерет означает «задержка». Почему этот праздник называется именно так, поясняет мидраш: «Сказал Вс-вышний евреям по окончании семи дней Суккот: "Пожалуйста, останьтесь со Мной еще на день — трудно Мне расставаться с вами!.."».
 
Во всех странах за пределами Эрец-Исраэль, Шмини Ацерет — восьмой день после начала Суккот, а Симхат Тора — девятый, в соответствии с правилом удвоения праздничных дней в диаспоре. (В Стране Израиля Шмини Ацерет соединяется с праздником Симхат Тора).
 
Первые два дня Суккот имеют статус «йом тов» (в Эрец-Исраэль – только первый), а дни между ними и Шмини Ацерет определены как «холь-а-моэд», то есть «праздничные будни».
 
Суккот – один из трех праздников в году, на которые Тора приказывает всем сынам Израиля собираться в Иерусалим и праздновать их там.
 
Суккот очень богат заповедями, Основные из них, выполняемые в наше время можно объединить в две группы – связанные с суккой и связанные с «четырьмя растениями». Во времена, когда был Иерусалимский Храм (и когда он будет) в Суккот действовали заповеди праздничных жертвоприношений и жертвоприношений, выражающих праздничное веселье.
 
Однако, в праздновании Суккот даже в самой отдаленной стране всегда звучат мотивы, отсылающие нас ко временам Храмового служения, особенно ярко это проявляется в «симхат бейт ашоэйва» – веселья по поводу возлияние воды на жертвенник (нисух гамаим) и в древнем обычае, введенном еще пророками, бить о землю ивовыми ветками в день Гошана Раба, завершающий день Суккот.
 
Гошана Раба как бы восстанавливает связь с мотивами начала месяца тишрей, с мотивами Суда и раскаянья, ибо еврейская традиция говорит о том, что в Суккот Вс-вышний судит не каждого отдельно, а весь мир в целом, решая, сколько дождя выпадет в этом году, сколько плодов принесут деревья, каким будет урожай, но в Гошана Раба на Небесах «закрываются» все личные дела, начатые в Рош А Шана – «в седьмой день праздника окончательный приговор скрепляется печатью».
 
Поэтому Гошана Раба отчасти напоминает Йом Кипур. Как и в Йом Кипур, в этот день особенно важны раскаяние и молитва. В этот день читают несколько молитв – Гошанот, берут в руки ветки ивы, также называемые Гошанот, и обходят свиток Торы, лежащий на возвышении в центре синагоги, семь раз, подобно тому, как священники в Храме обходили в этот день жертвенник.
 
О том, какой должны быть сукка, как правильно исполнять заповеди в отношении шалаша, и о заповеди «четырех растений», мы подробнее поговорим отдельно.
 
С использованием материалов http://www.ru.chabad.org и http://toldot.ru.