Большинство хабадских сайтов публикует материалы, посвященные 50-тилетию деятельности раввина Авраама Липскера (Avraham Lipskier), пионера работы с Баалей Тшува (Baal Teshuva), который помог тысячам евреев найти путь возвращения к себе, к своим корням, стать ближе к миру идишкайт. В общине нашего города отношение к раввину Липскеру особенное – ведь он отец ребецн Ханы Каминецкой и неоднократно бывал в нашей общине, принимает активное участие в ее жизни.
Раввин Липскер начал свою деятельность в 1962 году, когда еще не было ни иешив для Баалей Тшувы, ни программ для молодых светских евреев, оторванных от своих корней и пытавшихся найти себя в мире, который не мог дать ответы на их духовные вопросы. Это было время рок-н-ролла, битников и хиппи. Еврейская молодежь, попавшая в эти движения, считалась многими «потерянной», и никто не пытался работать с ними, не было методик, не было опыта. Многие даже боялись их влияния, считая, что они могут «увести» детей из хасидских семей, и стремились максимально ограничить контакты с «детьми цветов».
Но раввин Липскер чувствовал, что этих ребят мучают духовные вопросы, что они пытаются найти ответ на них, что их бунт, прежде всего, вызван неудовлетворенностью материальным миром, отсутствием в их жизни духовного смысла. Он начал с бесед и уроков «один на один», не пугаясь неудач, желая спасти хотя бы одного, проявляя сочувствие и внимание к каждому. Довид Кантор (Dovid Kantor) пишет об этом времени: «В те дни, идея занятий для ребят, которые настолько удалены от идишкайта, была неслыханной, настолько новой, что люди не знали, кто был более чокнутым – раввин Липскер или хиппи».
Но идея раввина Липскера получила поддержку от машпии студентов «770» раввина Исраэля Якобсона (Yisrael Jacobson), который призвал его продолжать работу с этими юношами. В следующем году Ребе дал благословение открыть для таких молодых людей при штаб-квартире ХаБаДа в Бруклине целый класс, который получил название «Hadar HaTorah», и раввин Липскер стал его основным преподавателем.
В 1967 году раввин Авраам Липскер вместе со своей супругой Цирл (до замужества – Цирл Баумгартен (Cirel Baumgarten) отправляется в шлихут в Италию, где является посланником Ребе в городе Милане. В Соединенные Штаты он вернулся в начале 70-х, и раввин Моше Херсон (Moshe Herson), директор иешивы Томхей Тмимим (Tomchei Temimim) в Морристаун, Нью-Джерси (Morristown, New Jersey), предложил ему возглавить работу с еврейскими студентами в кампусах. Раввин Липскер написал Ребе, который поручил ему принять предложение с его благословения.
Раввином Липскером была представлена летняя программа «Живи и учись» («Live and Learn»), и уже в первое лето она охватила десятки студентов. Некоторые участвовали в ней неделю, некоторые дольше, а для некоторых, как, например, для Авраама Шварцбергера (Avraham Schwarzberg), это было начало пути к серьезному изучению иудаизма.
Так начинался большой путь, в результате которого тысячи и тысячи молодых людей смогли найти твердую опору в своей жизни, обрели почву под ногами, укрепившись на прочном фундаменте Торы и заповедей. Созданные раввином Липскером иешивы «Tiferes Bachurim» были ориентированы на тех, кто мало что знал о своем еврействе и не имел особой мотивации приближаться к Торе и заповедям. Эту мотивацию давал раввин Липскер. Он работал и со студентами колледжей, и с «русскими» эмигрантами, и с преподавателями ВУЗов, и с учеными. Не все становились раввинами, не все продолжали учебу в других местах, но никто не ушел неизменившимся – каждый открывал что-то в себе, становился другим, озаренным светом идишкайта и хасидизма.
Довид Кантор говорит: «История изобилует примерами прямого воздействия раввина Липскера на еврейские души, год за годом. Он заслужил не только уважение, но и любовь, восхищение и благодарность тысяч людей по всему миру. Они пришли с длинными волосами и многими вопросами, а ушли – с длинными бородами и многими ответами».
Раввин Липскер видел в своих учениках не просто людей, которым надо что-то рассказать и чему-то научить, не последователей – но еврейских лидеров. Он воспитывал продолжателей своего дела, стремясь, чтобы каждый из его учеников стал распространителем света идишкайт. Многие его выпускники работают как профессиональные специалисты в различных светских областях, многие сейчас находятся на руководящих должностях в еврейских общинах во всем мире – как учителя, директора иешив, раввины, посланники Ребе. Другие стали неформальными лидерами в своих общинах или просто создали настоящие еврейские семьи, и их дети воспитываются как евреи, зная о своих корнях и гордясь ими.
В этом году отмечается пятидесятая годовщина деятельности семидесятисемилетнего раввина Липскера в качестве эмиссара Любавичского Ребе в распространении идишкайт, но его деятельность продолжается – он возглавляет иешиву «Tiferes Menachem», в бруклинском Сигейт (Sea Gate, Brooklyn). Она была сильно повреждена ураганом Сэнди (Hurricane Sandy), когда штормовые волны вызвали наводнение – уровень воды был почти двухметровым. Студенты были эвакуированы, и никто не пострадал, но зданиям иешивы был нанесен большой ущерб. Жилые помещения, кухня, прачечная, склад практически уничтожены. Стоимость восстановительных работ оценивается более чем в 100 000 долларов. Сейчас занятия возобновлены, но условий для нормальной жизни и работы нет – даже в доме раввина Липскера нет электричества и горячей воды. Но раввин не оставляет свой пост – он не уезжает, ибо в нем, в его работе нуждаются люди. Может исчезнуть свет электрический, но свет идишкайта не погаснет никогда!
Сейчас выпускники и друзья раввина Липскера организовали кампанию по сбору средств для восстановления иешивы, которая идет по всему миру. В призыве об экстренной помощи указываются контакт – [email protected]
Подробнее о работе раввина Липскера можно прочитать на сайтах ХаБаД-Инфо и SHTUREM.
Фото – журнала HaModia и архива Медиа-Центра «АЛЕФ»