Клуб «Мысль» в еврейской школе – дискуссия о желаниях, правах и возможностях

В еврейской школе Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» им. Леви-Ицхака Шнеерсона № 144 состоялось заседание дискуссионного клуба «Мысль», тема которого была сформулирована так: «Что в наших руках?», с разъяснениями, что речь идет о желаниях, правах и возможностях и их соотношении.
 
На дискуссию были приглашены «все мыслящие, ищущие истину люди из 8-10 классов», а ведущей клуба была Алла Бураковская, учитель языка и литературы, художественный руководитель театра «ТАБУ», краевед и специалист по истории Холокоста.
 
Открыла заседание клуба «Мысль» исполняющая обязанности завуча по внеклассной работе Анна Каплунская, подчеркнув важность открытого и гласного обсуждения актуальных проблем для формирования всесторонне развитой личности и создания в школе здоровой атмосферы открытости, демократичности и транспарентности.
 
Алла Бураковская развивала дискуссию, основываясь на классических еврейских текстах, в которых изложены фундаментальные основы подхода иудаизма к проблемам этики – трактате «Пиркей Авот», книге пророка Нехемии и кодексе «Шулхан Арух». Вместе с детьми, которые приводили в доказательство своей позиции конкретные примеры, она демонстрировала важность выбора правильной точки отсчета в ситуации этического выбора, даже самой сложной и неоднозначной.
 
Тема соотношения между желаниями, правами и возможностями была выбрана не случайно, ибо именно в юношеском возрасте очень важно дать не только взрослые формулировки этических норм, но и постараться, чтобы подросток сам принял их для себя как внутреннюю потребность, а не только навязываемые взрослым миром ограничения. Возможность спорить открыто и искренне, со сверстниками и взрослыми, взгляд на свою позицию со стороны – все это крайне важно именно в отрочестве, когда система ценностей завершает формирование, когда еще можно объяснить вступающим в жизнь юношам или девушкам, что моральные и духовные искания значительно важнее и должны иметь безусловный приоритет над любыми материальными соображениями.
 
Однако уметь вести дискуссию тоже непросто, и этому также надо учить «юношей, обдумывающих житье». «Хотя тема затронула большинство, — делится впечатлениями Алла Бураковская. — но неумение участвовать в дискуссиях, выбор позиции «отсидеться», то ли из-за отсутствия собственного мнения, то ли из-за страха, что твое мнение будет неправильно воспринято, заставляет большинство отмалчиваться. Хотя приятно, что все же есть ребята, которые могут не только высказывать свое мнение, но и логически его обосновывать. А это так важно в жизни… Думается, что такая форма общения со старшеклассниками несет в себе огромный потенциал, как формирование личного отношения к происходящему и собственного самосознания, так и в качестве опыта публичных выступлений, что наверняка в жизни пригодится. А также, что не менее важно, такая форма неформального обучения развивает соответствующие центры в полушариях головного мозга».