В помещении театра имени Горького состоялся концерт, организованный областной филармонией, Московского Государственного Академического Симфонического Оркестра под управлением Павла Когана. На концерте побывал наш обозреватель по вопросам культуры Эзра Гордон.
«Очень давно ждал Днепропетровск такого события. Можно сказать, ждал, как глотка живительной влаги. Казалось, канули в лету те счастливые времена, когда в зале филармонии (а тогда она располагалась в своем родном здании на улице Дзержинского) проходили концерты музыкантов такого класса. И какой радостью было узнать на сайте общины, что оркестр Павла Когана приезжает в Днепропетровск и город впервые услышит не только его прославленный оркестр, которым 22 года руководит (и дирижирует) сын Леонида Когана, но и восходящую звезду скрипки Даниила Милкиса, внука Леонида Когана, нашего великого земляка.
Разумеется, концерт такого масштаба не мог пройти в нынешнем зале филармонии, и это не упрек ей, делающей все возможное для того, чтобы очаг музыкальной культуры все же не окончательно погас в прагматичном мегаполисе, но тем, кто мог бы подарить искусству достойное место, но, видимо, заняты более важными делами…, впрочем, не будем о грустном, ибо был праздник.
Праздник настоящей Музыки, с большой буквы без всякого преувеличения, и не только потому, что на сцене был прославленный оркестр под руководством прославленного дирижера – лауреата Государственной премии России, Народного артиста России, действительного члена Российской академии искусств, кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством» и множества других наград, в том числе международных, но и благодаря той атмосфере, которая была в зале, благодаря нашей публике, о которой надо сказать отдельно.
Разумеется, был аншлаг, что, кстати, явление в наши дни тоже не частое. Но особо радостно, что зал был наполнен не теми, кто пришел «отметиться», «поучаствовать в тусовке», так сказать «noblesse oblige», но людьми не случайными, настоящими интеллигентами, и не только по форме, но и по истинному духу. Как приятно было смотреть в глаза молодым и пожилым, тем, кого раньше называли «почтеннейшей публикой», кто чувствует и ценит мастерство, вкус и культуру! Да, приятно знать, что эти люди есть, что они не растворились, что их глаза все так же взыскательны, а это значит – еще не все потеряно, что мир еще может быть нормальным, культурным, цивилизованным.
В интервью перед концертом Павел Коган сказал, что мысленно посвящает этот концерт памяти своего отца, хотя об этом официально на афишах и не говорится, а его племянник, Даниил Милкис, отметил, что он ощущает всю ответственность этого момента, и хотя старается об этом не думать, перед его внутренним взором все время стоит его великий дед, которого, к сожалению, он слышал только в записях, и перед которым он преклоняется.
И, разумеется, играли Бетховена. Вторую и седьмую симфонии и два романса – для скрипки с оркестром Фа-мажор и Соль-мажор. И, разумеется, это прекрасно и вдохновенно. Как можно описать музыку?! Все музыковедческие термины и экспрессивные прилагательные не дают представления. Это было по-настоящему, и единственное, чего жаль – что на концерте было так мало (а может быть, и совсем не было) детей. А ведь это так важно – чтобы они слышали это, оторвавшись от своих компьютерных игр, бакуганов и нарут. Кстати, должен сказать тем, кто думает, что современные дети не такие, как были мы когда-то – попробуйте, поведите их на хороший, обязательно на хороший концерт, и вы увидите, как изменится выражение их глаз, как они преобразятся, как они станут чуточку, но другими. Хорошие концерты столь же необходимая часть воспитания нормального человека, как чтение вслух перед сном, как дружеские беседы во время долгих прогулок обо всем на свете, совместные экскурсии в музеи на выставки.
<