В 2013 году «культурными столицами Европы» объявлены два города – французский Марсель и словацкий город Кошице. Как известно, статус «культурной столицы» дается сроком на год, и решение об этом принимает независимое жюри экспертов, состоящее из представителей Еврокомиссии, Совета ЕС, Европарламента, Комитета регионов и стран Евросоюза (в 2012 году «столицами» были португальский Гуимареш и словенский Марибор). В городах, получивших статус «европейской культурной столицы», организуются многочисленные культурные и туристические мероприятия.
Город Кошице (словацк. Košice, нем. Kaschau, венг. Kassa) сейчас – территория Словакии, однако, ранее он был в составе Венгерского Королевства и других государственных образований. Исторически город тесно связан с Закарпатьем и находится в нескольких километрах от нынешней словацко-украинской границы.
До 1939 года здесь была большая и активная еврейская жизнь. На территории Словакии тогда проживало около 89 тысяч евреев, которые, благодаря своему уровню образования и коммерческой смекалке, представляли собой наиболее экономически активный и интеллектуальный слой населения. Сотни еврейских общин и несколько известных раввинов, действующих на этой территории, способствовали укреплению положения евреев, проживающих в Словакии. Еврейские религиозные общины таких городов как Братислава, Кошице, Галанта, внесли свой вклад в историю еврейского народа.
Отметим, что во времена правления Габсбургов евреям в Кошице (тогда город назывался Кашша) жилось, в общем-то, неплохо. Полное равноправие они получили в 1867 году (как и все евреи Австро-Венгерской империи). Город, находившийся на пересечении торговых путей, переживал тогда настоящий расцвет. Здесь появилось немало богатых торговцев и промышленников, центральные улицы украсили солидные особняки. Эту атмосферу живо описал в своей автобиографии родившийся и выросший здесь прекрасный венгерский писатель Шандор Мараи (1900-1989). В самом городе Кошице в начале ХХ века было 12 000 евреев, основным языком которых был (кроме идиша, разумеется) венгерский. Однако, перед Первой мировой войной и после ее окончания в город активно переселяются еврейские массы с крайнего востока Чехословакии (современная Закарпатская область Украины). Этнолингвистический состав населения заметно усложняется.
Словацкие евреи в конце тридцатых годов начали подвергаться гонениям, которые усилились с началом Второй мировой войны, особенно, со стороны правительства марионеточного «Словацкого государства», ставшего верным союзником гитлеровского Рейха. С 1942 года началась депортация евреев в лагеря уничтожения. Исследователь словацкого еврейства Роберт Хаас отмечает, что: «словацкое государство было единственным (!), изъявившим согласие оплатить фашистской Германии депортацию каждого еврея со своей территории, что явилось ярким выражением тогдашней государственной политики, целью которой была ликвидация еврейского населения в Словакии».
Антисемитские гонения продолжились и после войны, несмотря на то, что из почти 90 000 словацких евреев уцелело лишь несколько тысяч. Коммунистические власти Чехословакии преследовали и подвергали репрессиям любую еврейскую активность. Возрождение еврейской жизни началось 17 ноября 1989 года, когда, в результате «Бархатной революции», пал коммунистический режим. В 1993 году в отделившейся от Чехии Словакии проживало около трех тысяч «официально зарегистрированных евреев».
Сегодня в этой стране, согласно данным Роберта Хааса, есть 13 крупных (по словацким масштабам) религиозных общин и 14 – с небольшим количеством еврейского населения. К самым крупным общинам относятся Братислава, Кошице, Банска-Быстрица и Жилина. В Братиславе есть кошерный ресторан «Хез Давид», дом для престарелых жертв Холокоста «Огел Давид», еврейский образовательный центр и еврейский детский сад, с небольшой группой детей. С 1993 года в Братиславе есть свой раввин Барух Майерс. В Кошице своего раввина нет, но, как сообщает сайт Евроазиатского Еврейского Конгресса, туда каждую неделю приезжает раввин из Будапешта, который, не смотря на то, что большинство евреев в Кошице хорошо знают венгерский, активно изучает словацкий язык.
Председателем еврейской общины Кошице является известный в городе адвокат Павол Ситар, который не столько возлагает надежды на культурные мероприятия в рамках демонстрации своей «культурной столичности», сколько на еврейское население соседней Украины. Он предлагает применить германский опыт к Словакии, призывая свое правительство поощрять иммиграцию: «Довольно много евреев живет в Украине, экономические условия там, прямо скажем, не блестящие, – заявил Павол Ситар корреспонденту Juedische Allgemeine Килиану Кирхгесснеру, – возможно, если бы наше правительство разрешило их иммиграцию, община Кошице смогла бы пополниться. В первую очередь мы желали бы привлечь иммигрантов из Закарпатья, которое до войны входило в состав Чехословакии».
Разумеется, это не возродит еврейскую общину в городе, где во время ее расцвета каждый пятый был евреем, а сейчас евреев в Кошице лишь 251 человек, но, с другой стороны, без сильной еврейской составляющей каждое из трех слов «Культурная Столица Европы» является нонсенсом.