Праздник Лаг Ба Омер неразрывно связан с личностью рабби Шимона бар Йохая, величайшего мудреца и праведника, открывшего миру сокровенное знание Внутренней Торы. К его могиле на горе Мерон возле Цфата в этот день приходят десятки тысяч людей, ибо душа его оставила материальный мир именно в этот день, а он повелел евреям отмечать его йорцайт не скорбью, а радостью. В прошлом году в апрельском номере журнала «Лехаим» (№ 4 (216) за 2010 год) была опубликована большая статья о религиозных взглядах РАШБИ, которую мы хотим предложить вниманию читателям нашего сайта в этот светлый праздник – День Лаг Ба Омер.
Религиозные идеалы рабби Шимона бар Йохая
Евгений Левин
О рабби Шимоне бар Йохае обычно вспоминают в контексте еврейской мистики – по традиции (которую, впрочем, яростно оспаривали не только светские ученые Шолем и Идель, но и многие почтенные раввины: Леон де Модена, Яков Эмден и др.), именно этот мудрец – автор основного произведения каббалистической литературы – мистического комментария к Торе, известного как Зоар («Книга Сияния»). Однако, на наш взгляд, не меньший интерес представляет религиозное мировоззрение рабби Шимона, о котором можно судить по его многочисленным высказываниям, приведенным в Талмуде и мидрашах.
Широко известно предание о том, как рабби Шимон и его сын рабби Эльазар много лет прятались в пещере, питаясь плодами рожкового дерева. Однако, возможно, не все помнят, почему рабби Шимону бар Йохаю пришлось скрываться. А произошло это потому, что в одном разговоре мудрец не слишком почтительно высказался о тогдашних властителях Святой земли:
Сидели однажды за дружеской беседой рабби Йеуда, рабби Йосе и рабби Шимон. Тут же находился некий Йеуда бен Герим [то есть «потомок прозелитов»]. Разговор зашел о римлянах.
– Сколько хороших вещей устроено этим народом, – говорил рабби Йеуда, – обширные рынки, превосходные мосты, прекрасные бани.
Рабби Йосе промолчал. Рабби же Шимон возразил рабби Йеуде:
– Да, – сказал он, – устроить устроили, да только все это было сделано ими для собственной выгоды: устроили рынки – и насадили там непотребных женщин; бани – чтобы нежить свое тело; мосты – чтобы брать непомерный проездной налог.
(Шабат, 33б.)
Подобные разговоры не остались для рабби Шимона без последствий – на него поступил донос от этого самого Йеуды бен Герим. Рабби Шимон скрылся, спасаясь от преследований римлян.
Весьма интересен исторический фон этой беседы. После того как восстание Бар-Кохбы было потоплено в крови, еврейское руководство отказалось от идеи вооруженной борьбы с Римом и взяло курс на «мирное сосуществование» с империей. Наиболее последовательно эту политику проводил впоследствии рабби Йеуда а-Наси, которому даже удалось установить личные доверительные отношения с императором. Однако Шимону бар Йохаю, в отличие от других мудрецов, подобное примирение с захватчиками казалось совершенно недопустимым.
Чем же была вызвана нетерпимость рабби Шимона? На наш взгляд, здесь возможны два объяснения.
Прежде всего, обратимся к биографии рабби Шимона. Подобно другим мудрецам своего поколения, свое «высшее религиозное образование» он начал в Явне, где учился сначала у раббана Гамлиэля, а затем у рабби Йеошуа бен Хананьи. Однако главным его учителем стал впоследствии рабби Акива, у которого Шимон бар Йохай учился целых 13 лет.
Рабби Акива высоко ценил таланты рабби Шимона и считал его одним из лучших и ближайши