«Лехаиму» – 20 лет! «Лехаим»!

Двадцать лет назад, на Хануку 1991 года, в разных городах доживавшего свои последние минуты СССР начали раздавать первый номер московского журнала, название которого звучало как призыв – «Лехаим»! Из достаточно обычного еврейского издания «про праздники», «Лехаим», под руководством Боруха Горина, довольно быстро стал вполне серьезным и респектабельным журналом для думающей еврейской публики. В разные годы он становился то более литературным, то более информационным, то направлялся в глубины духовно-философского учения Хасидизма, то в откровенную публицистичность, однако при этом всегда «Лехаим» был интересным журналом, прежде всего для чтения, а не для разглядывания.
 
Увы, сейчас «Лехаим» доступен для нас только в интернете. С одной стороны, кризис сделал нерентабельной доставку печатной версии «Лехаима» за пределы России, а с другой стороны, наши страны настолько разошлись, что многие материалы «Лехаима», актуальные для евреев, живущих в РФ, уже не всегда интересны за ее пределами. Впрочем, хороший еврейский журнал на понятном языке – это всегда очень здорово. Ведь мы бы не отказались читать хорошие русскоязычные издания еврейской общины Германии, Франции или, к примеру, Китая.
 
Жаль, что в нашей стране так и не создано ничего, хотя бы отдаленно подобного «Лехаиму». Не был реализован даже проект «Лехаим-Украина».
 
Мы поздравляем наших друзей, коллег и соратников из «Лехаима»! Мы надеемся, что вы продолжите брать высоты за высотами, и дружественные вам издания появятся во многих странах, и в каждом городе, где живут евреи, которые говорят на русском языке, можно будет указать любому киоскеру на красивую обложку и воскликнуть «Лехаим!».
 
А теперь, после поздравлений, обзор свежей, декабрьской книжки журнала.
 
Первый раздел номера – «Дом учения» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В данном разделе главный раввин России Берл Лазар говорит о божественной морали.
«Но наши мудрецы объясняют, что все логично. Более того – необходимо. Если мы рассматриваем моральные нормы, надо прежде всего договориться о главном: мораль – не от человека, а от Б-га, от Торы!

Многие убеждены, что есть некая «человеческая мораль», мораль без религии. Их логика такова: мораль – это правила поведения по отношению к другим людям, значит, сами люди и вырабатывают эти правила.

Но наша традиция исходит из противоположного постулата: законы и правила поведения имеют право на существование, только если идут от Б-га.

Тора дает нам не только заповеди из сферы отношений человека с Б-гом, но и заповеди морального плана.

«Человеческой морали» быть не может по определению. Ведь во всех действиях человека в обществе замешан личный интерес: человек наделен свободой выбора, поэтому он никогда не станет совершать поступки, в которых прямо или косвенно не заинтересован», – пишет главный раввин России Берл Лазар.

В рамках традиционного раздела журнала «Университет» Галина Зеленина рассказывает об истории одного коллаборациониста в материале под названием «За родину, против Сталина и жидобольшевизма».

А Юрий Табак в том же разделе повествует об идее непорочного зачатия в контексте иудаизма.

«Перекресток» – публицистический раздел, анализирующий политические и культурные события. Линор Горалик эпиграфом своей колонки о наступлении субботы в Израиле выбрала слова из Торы «И [Моисей] сказал им: вот что сказал Г-сподь: завтра покой, святая суббота Г-сподня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра».

В раздел «К