Известно, что Лев Троцкий (Лейб Давидович Бронштейн) евреем себя не считал и всегда это подчеркивал. Также известно, что он не знал иврита и идиша, но знал украинский и русский (этот факт приводится в тех биографиях Троцкого, где упоминается о его детстве). При этом сообщалось, что в доме его родителей, происходивших из поселенцев земледельческих колоний, не соблюдались еврейские праздники. Предполагалось, что его предки – ассимилированные маскилим. Но в 1996 году появляется статья крупнейшего пушкиноведа и пушкинознавца Александра Лациса «Из-за чего погибали пушкинисты?», где впервые была публично озвучена крамольная мысль, вынесенная в заголовок нашей статьи, о том, что дедом Льва Троцкого был незаконнорожденный сын Александра Сергеевича Пушкина, считавшегося в России, (и царской, и коммунистической, и нынешней), «нашим всем» и национальным символом.
Мало того, Александр Лацис в своей статье утверждал, что те пушкинисты, кто в начале тридцатых годов впервые предположил это и осмелился произнести, даже просто в дружеской беседе, погибали при самых загадочных обстоятельствах. Публикацию 1996 года также постарались замолчать, но ставший председателем комиссии по литературному наследию Александра Лациса Владимир Козаровецкий неожиданно стал пропагандистом его пушкиноведческих идей, и опубликовал целую серию статей, излагающих аргументы в пользу такого предположения, которые печатались в «Новых Известиях» и в «Русском Курьере».
Усилия Козаровецкого преодолеть заговор молчания вокруг столь неортодоксальных результатов изысканий Александра Лациса поддержал даже Лев Анненский, и в журнале «Родина», учредителями которого являются Администрация Президента РФ и Правительство РФ, он публикует статью «Пушкин и Троцкий. Братья навек?», где подробно излагает основные факты и предположения этой гипотезы.
Заинтересовавшихся аргументами «за» мы отсылаем к сайту http://lev-trotski.narod.ru, а аргументами «против» – к статье Лазаря Фрейдгейма «Вилами по воде писано. (О родстве Пушкина и Троцкого)».
Стоит, правда, заметить, что сторонники версии родства с Пушкиным делают очень странный вывод из своих исследований – что Троцкий не был евреем. Процитируем Козаровецкого: «Когда в 1918 году к Льву Давыдовичу Троцкому пришли за защитой от большевиков бундовцы, Троцкий, понимая, почему они пришли именно к нему, сказа им: «Передайте тем, кто вас послал, что я не еврей». Эту фразу до сих пор понимают в том смысле, что Троцкий был интернационалистом, и национальности для него не существовало; между тем его слова следует понимать в прямом смысле. А я, пользуясь случаем, приношу свои искренние соболезнования как тем, кто гордился еврейским происхождением Троцкого, так и тем, кто за то же самое Троцкого ненавидел».
Но кем бы ни был прадедушка Троцкого по отцовской линии – Пушкиным или, например, Пушкиндом, для вопроса его еврейства это никакого значения не имеет! Тем, кто таки очень хочет исследовать эту тему, следовало бы интересоваться генеалогией Анны (Анетты) Львовны Бронштейн (урожденной Животовской), его матери. (Ведь бундовцы в 1918- м не попросили его снять штаны, чтобы уточнить, в каком смысле он не еврей – в прямом или в переносном. Кстати, в воспоминаниях, знавших Троцкого с этой «стороны», жалоб на не соответствие высоким еврейским стандартам, как будто, не было).
Так что пока жуткая фигура Троцкого, одного из страшнейших злодеев и негодяев ХХ века, остается в том же статусе – «еврей, ненавидящий свое еврейство», (увы, такие тоже есть). Даже если прадедушка кровавого палача &nda