На базе Ресурсно-технологического Центра ОРТ, работающего при еврейской школе Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона № 144, прошло пятое в этом учебном году заседание международного «Математического клуба», бессменным куратором которого является учитель математики Татьяна Ивашкова. На этот раз в виртуальной конференции, в формате которой проводятся все занятия клуба, принимали участие Днепропетровский и Московский центры ОРТ, однако, по техническим причинам, в онлайн-заседании не смог участвовать Яков Ронкин, руководитель проекта международного «Клуба любителей математики».
В основном заседание было посвящено проверке домашнего задания, которое ребята получили месяц назад, на прошлом занятии «Математического клуба». Наш сайт уже сообщал о том, что его темой было выбрано «полимино» – плоские геометрические фигуры, образованные путем соединения равных квадратов по их сторонам. В качестве домашней работы участникам клуба, команде шестиклассников днепропетровской еврейской школы и семиклассникам из Московской Технологической школы ОРТ, было задано несколько задач, при решении которых необходимо было использовать логическое мышление.
В частности, детям надо было расставить на досках заданного размера определенное количество «полимино», образованных из пяти квадратов (в геометрии эти фигуры называются термином «пентамино»). Многие из наших читателей наверняка сами пытались решить подобные задания, если хотя бы раз играли в «тетрис», основная цель которого – заполнить пространство фигурами «полимино» так, чтобы между ними не было промежутков. Но если любители «тетриса» проигрывают, как только последний ряд игрового поля начинает заполняться, то юным математикам из центров ОРТ надо было сложить отдельные фигурки так, чтобы на доске не осталось ни одного свободного квадрата.
Татьяна Ивашкова рассказала нашему сайту, что темой следующего заседания «Математического клуба», скорее всего, станет решение задач по «Принципу Дирихле», который некоторые иностранные школы называют «принципом голубей и ящиков». Задачи, основанные на этом принципе, являются обязательной частью такого раздела математики как комбинаторика, и часто входят в перечень олимпиадных заданий. При этом, научная формулировка «Принципа Дирихле» звучит довольно-таки забавно, и, казалось бы, очевидно: «Если кролики рассажены в клетки, причем число кроликов больше числа клеток, то хотя бы в одной из клеток находится более одного кролика».
Наш сайт хочет пожелать успехов ребятам из еврейской школы Днепропетровска, которые ближайшие три-четыре недели будут практиковаться в решении заданий по принципу Дирихле на занятиях «Математического клуба».