«Ментальные карты», как способ оценить знания, обсуждали в еврейской школе

«Ментальные карты»

В еврейской школе Днепропетровска «Ор Авнер Хабад Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона состоялся методический семинар «Универсальные оценивающие инструменты», посвященный практическим методикам оценивания знаний ученика учителем с помощью «карт понятий».

 
Семинар провела завуч по учебной работе Татьяна Ивашкова. Теоретической основой для его проведения стала книга ведущего научного сотрудника российского Центра социально-экономического развития школы Марины Пинской «Формирующее оценивание: оценивание для обучения», а именно раздел, рассказывающий о применении в учебном процессе так называемых «карт понятий» (или «ментальных карт»), которые, как полагает автор книги, являются одним из «универсальных оценивающих инструментов». Татьяна Ивашкова представила своим коллегам практические рекомендации по работе с такими средствами оценивания знаний учеников.
 
«В прошлом учебном году многие учителя использовали в своей работе составление ментальных карт или карт понятий, – рассказала нашему сайту Татьяна Ивашкова. – Это работа очень интересная и нужная. Как пишет Марина Пинская, «карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы… Они применяются уже около 25 лет, обеспечивая возможность понятным и видимым образом представить концептуальные знания учеников». Но одна из проблем, возникающая при проверке – это качественное оценивания детских работ, то есть, созданных ними карт.
 
Используя методику оценивания, предложенную Мариной Пинской в ее книге, и адаптируя ее под свой предмет, критерии оценивания по математике и под конкретных детей, я постаралась применить данную методику на практике. Этот подход позволяет не только обобщить материал по определенной теме, но и систематизировать его, структурировать, определить взаимосвязи между понятиями, свойствами, процессами. А это как раз очень трудно сделать ученикам. Использование ментальных карт позволяет увидеть целостную картинку, а не разбросанные, бессвязные «куски» знаний».
 
Татьяна Ивашкова познакомила своих коллег с результатами своей работы в этом направлении, а в дальнейшем они будут уже самостоятельно решать, насколько им такой подход интересен, насколько он целесообразен для дисциплин, которые они читают, и для их формата проведения занятий.
 
Татьяна Ивашкова также добавляет, что этот семинар проводился в целях повышения профессиональных качеств учителей еврейской школы. «Совсем недавно наши преподаватели стали победителями конкурса педагогического мастерства, но это не повод для самоуспокоения. Только благодаря  постоянной учебе, повышению самообразования, освоению новых технологий представляется возможным идти в ногу со временем, повышать уровень своих знаний и качество знаний своих учеников. И администрация школы создает все условия для этого».