Мир скорбит – ушла из жизни «Железная леди», верный друг еврейского народа

Мир скорбит – ушла из жизни «Железная леди»
Вместе с подданными Ее Величества королевы Елизаветы II , вместе с миллионами людей во многих странах мира, евреи скорбят об ушедшей сегодня в возрасте 87-ми лет из материального мира, великой женщине и выдающемся политике, баронессе Маргарет Тэтчер. Премьер министр Израиля Биньямин Нетанияху сформулировал это так: «Сегодня я скорблю о смерти бывшего премьер-министра Великобритании баронессы Тэтчер. Она была выдающимся лидером, человеком принципов, обладающим упорством, верой в себя, силой. Она была великой женщиной. Она являлась верным другом государства Израиль и еврейского народа. Маргарет Тэтчер вдохновила целое поколение политических лидеров. Я приношу свои соболезнования семье баронессы Тэтчер, правительству Великобритании и всему британскому народу».
 
И действительно, Маргарет Тэтчер очень много сделала для укрепления отношений Королевства Великобритании и Израиля, и в особенности – для еврейской диаспоры в Британии, хотя ее отношение к еврейскому государству было неоднозначным, многие даже считали его продолжением политики британского мандата. Сайт www. jewish.ru рассказывает об этом, ссылаясь на точку зрения британского историка Азриеля Берманта: «Маргарет Тэтчер стала первым премьер-министром Британии, совершившим визит в Израиль. Было это почти 27 лет назад, в мае 1986-го. Израильтяне принимали «Железную леди» восторженно. Возможно, считает Бермант, не последнюю роль в этом сыграла поддержка Британией американской бомбардировки Ливии месяцем ранее. Израильтяне оценили ее поддержку операции США против государства – спонсора терроризма.
 
При этом, отмечает Бермант, отношение Тэтчер к Израилю иначе чем сложным не назовешь. Несмотря на теплое отношение к британскому еврейству, на поддержку борьбы советских отказников за репатриацию, ее подход к Израилю был полностью лишен каких-либо сантиментов.
 
Она, безусловно, восхищалась Израилем как единственной демократией в окружении авторитарных режимов. Она рассматривала еврейское государство как стратегический буфер, сдерживающий советское влияние на Ближнем Востоке. Однако на протяжении 11 лет нахождения у власти ее отношение к ближневосточной проблеме претерпело значительные изменения.
 
Она избиралась в парламент от округа Финчли (северный Лондон), где значительную долю населения составляют евреи, но это не мешало ей проводить в отношении Ближнего Востока относительно независимую политику, учитывавшую исключительно британские интересы.
 В начале 80-х, в свете усиления международной напряженности и начала очередного витка холодной войны, Тэтчер опасалась, что советский блок сможет воспользоваться проблемами в Ближневосточном регионе для усиления своего влияния в международном масштабе. Она была убеждена, что израильское руководство должно гарантировать Западу, что его действия не приведут к усилению нестабильности в регионе и не будут угрожать безопасности арабских союзников Британии.
 
 Придя к власти, она заявила, что ближневосточный конфликт должен быть урегулирован в ближайшее время. В мае 1979-го, в ходе встречи с израильским премьером Менахемом Бегином, она выразила обеспокоенность в связи с его отношением к разрешению конфликта. Бегин утверждал, что палестинцам может быть предоставлена автономия, но не полная независимость. Его убежденность в праве Израиля на продолжение строительства поселений раздражала Тэтчер. «Подход г-на Бегина может убить весь процесс поиска компромиссного решения», — писала она.
 
 Напряженность в британо-израильских отношениях усилилась в 1980-м, когда Тэтчер выступила с инициативой одобрения Британией Венецианской декларации ЕЭС. Правительство Бегина крайне негативно относилось к этому документу, «призывавшему к прекращению израильской оккупации и поддерживавшему право палестинского народа на самоопределение». Бегин заявил Тэтчер, что еврейское государство не может эту инициативу принять.
 
 Тэтчер поддерживала инициативу в первую очередь потому, что, в свете Исламской революции в Иране и ввода советских войск в Афганистан, она была рассчитана на поддержку Запада умеренными мусульманскими режимами.
 
 У декларации не было шансов на успех, поскольку Израиль сходу ее отверг, а ООП не была готова отказаться от террора и признать еврейское государство, что предусматривал этот документ.
 
 Политика кабинета Тэтчер, в первую очередь, заключалась в поддержке умеренных сил в регионе. Она с симпатией относилась к главе «Аводы» Шимону Пересу, который на условиях ротации с лидером «Ликуда» Ицхаком Шамиром был премьером в каденции 1984-1988 гг. К Шамиру же (как ранее к Бегину) Тэтчер относилась с предубеждением, видя в них прежде всего террористов, боровшихся в 40-е годы с британскими мандатными властями.
 
 После провала в августе 1988 года так называемой Лондонской инициативы Тэтчер согласилась с тем, что более важную роль в переговорах вместо Иордании должна играть ООП. После женевской речи Ясира Арафата в декабре 1988 года, в которой он отрекся от терроризма и выразил готовность признать право Израиля на существование, Тэтчер рекомендовала Белому дому также начать диалог с ООП, и в последние дни пребывания у власти Рональда Рейгана это было сделано.
 
 Тэтчер всегда оставалась верной защитницей британских экономических и политических интересов на Ближнем Востоке и не хотела рисковать позициями своей державы ради поддержки Израиля. Еврейское государство она, возможно даже подсознательно, рассматривала как главное препятствие на пути к миру на Ближнем Востоке. И хотя в наши дни напряженность охватила весь регион, причем палестино-израильский конфликт не может рассматриваться как самый острый, многие европейские политики по старинке предпочитают винить во всем Израиль».
 
И тем не менее, евреи продолжали любить и восхищаться Маргарет Тэтчер, прежде всего за тот вклад который внесла она в дело уничтожения «империи зла» — группы коммунистических режимов во главе с Советским Союзом и для утверждения Западных Ценностей во всем мире.
 
Для справки. Маргарет Тэтчер родилась 13 октября 1925 года в городке Грэнтхэм, на родине знаменитого ученого Исаака Ньютона. В 1947 году получила научное звание бакалавра естественных наук, до этого четыре года обучаясь в Оксфорде, а затем, в 1953 году, получив юридическое образование, занималась и адвокатской практикой.
 
В 1959 году Маргарет Тэтчер впервые была избрана в парламент, в 1961 году – переизбралась. Тэтчер стояла у истоков создания "Лиги англо-израильской дружбы Финчли" и поддерживала тесные отношения с еврейской общиной, что не мешало ей критиковать Израиль, например, за бомбардировку иракского реактора в 1981 году.
 
В 1970-м Тэтчер заняла пост Министра образования и науки в правительстве консерватора Эдварда Хита. Уже тогда яркий политик с мужским характером своими действиями – главным образом, снижением расходов на государственное образование и повышением уровня академической школы – навлекла на себя неприязнь со стороны лейбористов, правящей партии. В своей автобиографии Тэтчер впоследствии писала: «Я получила ценный урок. Навлекла на себя максимум политической ненависти за минимум политической выгоды.
 
 
Через пять лет, после того как Хит ушел в отставку с поста премьера и был отстранен от руководства партией, Тэтчер избрали председателем Консервативной партии Великобритании. Таким образом, как лидер оппозиции, Тэтчер стала лицом идеологического движения, выступавшего против идеи государства всеобщего благосостояния. Она предложила свой рецепт восстановления британской экономики, сломленной политикой лейбористов: меньше вмешательства государства в экономику, более низкие налоги и больше свободы для предпринимателей и потребителей.
 
Заняв премьерский пост, Железная леди продолжила сражение со сторонниками левых взглядов, не уставая повторять, что «государство всеобщего благоденствия» является главным источником социальных проблем. А негодование «левых» в момент появления Тэтчер в кресле Главы Правительства в Британии достигло пика: по стране как раз прокатилась «зима недовольства» — период, когда жизнь на островах была парализована стачками, а на улицах лежали горы мусора и даже покойники, которых из-за забастовочного сумасшествия некому было хоронить.
 
Крутое экономическое пике, утрата влияния на мировой арене и масштабные забастовки, устраиваемые профсоюзами, — лишь часть тех задач, которые пришлось решать новому премьеру. И консерватор от шляпки до носков туфель, каким всегда была Тэтчер, быстро доказала стране, что она либеральничать не намерена.
 
«Слишком мало богатых, и слишком мало прибыли», — такой увидела причину кризиса в стране Железная леди, предпринимая все, чтобы сделать соотечественников более обеспеченными. И на этом пути ее ждал успех. Тэтчер избавилась от убыточных госкомпаний, передав их в частные руки. В итоге акционерными обществами стали такие гиганты, как авиакомпания «British Airways» и газовый монстр «British Gas». Все это подтолкнуло экономику вперед и положило начало развитию так называемого народного капитализма
 
 
Маргарет Тэтчер резко ограничила права профсоюзов, прежде всего шахтерских, которые в тот момент заправляли общественной жизнью, а также добилась увеличения нефтедобычи, тем самым снизив зависимость страны от угля.
 
 
Доказав свою эффективность во внутренней политике, Тэтчер столь же решительно действовала во внешнеполитической сфере. Благодаря ее позиции Великобритания эффективно устранила попытки Аргентины отобрать у нее Фолклендские острова, и эта война прославила ее. Победа вернула Британии уважение на международной арене, утраченное в связи с кризисом и распадом колониальной империи.
 
«Только она и была единственным достаточно мужественным мужчиной, готовым возглавить руководство [страной]», — сказал о Тэтчер британский парламентарий лорд Пеннел.
 
Свой опыт ведения толпы, а также нетривиальные взгляды на управление современным европейским государством Тэтчер описала в обширном труде под названием «Искусство управления государством: стратегии для меняющегося мира», который она посвятила Рональду Рейгану, 40-му президенту США.
 
«Установление демократии во всех странах и на всех континентах остается законным и, более того, фундаментальным аспектом разумной внешней политики. Существует множество практических оснований для этого: демократические государства обычно не воюют друг с другом; демократия, как правило, способствует приходу к власти хорошего правительства; демократия в большинстве случаев неразрывна с процветанием» — о значении демократии для успеха и процветания всего мирового сообщества.
 
«Разумный и стабильный международный порядок может строиться лишь на уважении к нациям и национальным государствам. Национализм, национальная гордость и национальные институты, несмотря на присущие им недостатки, формируют наилучшую основу для действующей демократии. Попытки подавить национальные различия или объединить различные нации с четко выраженными традициями в искусственные государственные образования очень часто заканчиваются провалом, а иногда – кровопролитием» — о национализме как важном факторе существования успешных демократических государств.
 
«При создании коалиции для борьбы с общим врагом нам, возможно, придется — по крайней мере, временно — сблизиться с неудовлетворяющими нас режимами, которые в другой ситуации были бы для нас объектом критики. Являясь сторонницей консервативных, а не либеральных взглядов в вопросах внешней политики и обеспечения безопасности, я вполне согласна с [премьер-министром Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах] Уинстоном Черчиллем, который однажды так высказался о союзе с СССР в борьбе против нацистской Германии: “Если бы [германский фюрер Адольф] Гитлер вторгся в ад, я бы как минимум постарался дать дьяволу хорошую рекомендацию» — о том, что во внешней политике приемлемы самые неожиданные временные союзы.
 
«После окончания холодной войны Запад почему-то решил, что теперь можно думать и говорить лишь о прелестях мира. После победы над главным врагом — советским коммунизмом — мысль о том, что могут появиться другие враги, способные нарушить наше тихое благополучие, казалась слишком нелепой. Теперь нам известно, что террористы [лидера Аль-Каиды Усамы] бен-Ладена готовили свои преступления не один год. Распространение их безумной, порочной идеологии (язык не поворачивается назвать это религией) происходило на наших глазах. Мы были слишком зашорены, чтобы замечать что-либо. Короче говоря, мир никогда не переставал быть опасным. Однако Запад потерял бдительность. Вне всякого сомнения, именно в этом главный урок трагедии 11 сентября, и мы обязаны усвоить его, если не хотим, чтобы наша цивилизация прекратила свое существование» — Тэтчер считала, что террористическая атака вернула западный мир с небес на землю, развеяв эйфорию, охватившую демократические страны после распада «империи зла» — СССР.
 
«Я всегда была уверена в том, что коммунистическая система неминуемо рухнет, если Запад сохранит твердость. Моя уверенность проистекала из того, что коммунизм пытался идти против самого существа человеческой натуры и, следовательно, был несостоятельным. Его стремление нивелировать индивидуальные особенности не давало возможности мобилизовать индивидуальные таланты, что принципиально важно для создания материальных ценностей. Он обеднял не просто души, но само общество» — античеловеческая природа коммунизма, по мнению Тэтчер, и стала ключевой причиной распада построенной на нем советской системы.
 
( Так, по сообщению ресурса РИА НОВОСТИ, первый Президент СССР Михаил Горбачев признал, что его отношения с экс-премьером Великобритании Маргарет Тэтчер порой были сложными, но им удалось достичь взаимопонимания, которое в конечном итоге помогло прекращению холодной войны. «Наша первая встреча в 1984 году положила начало отношениям, которые были порой сложными, не всегда ровными, но с обеих сторон серьезными и ответственными. Постепенно складывались и человеческие отношения, которые становились все более дружественными", — отметил первый президент СССР. — В конечном счете, нам удавалось достичь взаимопонимания, и это было вкладом в изменение атмосферы между нашей страной и Западом и в прекращение холодной войны. Маргарет Тэтчер была большим политиком и ярким человеком. Она останется в нашей памяти и в истории»).
 
Утверждение, что лидерство могут обеспечить лишь нестандартные управленческие решения, в случае Маргарет Тэтчер находит убедительное подтверждение. Действительно, решения она принимала, исходя из собственного видения путей развития той или иной управленческой ситуации, которое в корне отличалось от существовавшего до нее. С ее точки зрения, «тэтчеризм» – это, прежде всего, здравый смысл. Здравый смысл, в основе которого ее понимание мира
 
Маргарет Тэтчер управляла страной вплоть до ноября 1990 года, то есть 11 с половиной лет — это рекордно долгий срок, Железная леди «переплюнула» даже Уинстона Черчилля, легенду британской политики, бывшего премьером лишь дважды, да и то с перерывом. Поста премьер-министра Тэтчер покинула сама, после того, как Консервативная партия резко утратила популярность и существенно ослабела.
 
В 1990 году Тэтчер получила орден «За заслуги», а в 1992-м королева Елизавета II даровала ей титул баронессы и пожизненное право заседать в палате лордов.
 
В 2002 году Железная Леди пережила несколько сердечных приступов. Последний раз Тэтчер была госпитализирована в 2010 году в связи с инфекционным заболеванием. По совету врачей, несколько лет назад экс-премьер, перенесшая серию микроинсультов, перестала участвовать в публичных мероприятиях и отошла от общественной и политической деятельности.
 
Экс-премьер впервые за долгий период появилась на публике в сентябре 2011. В том же году Тэтчер утвердила проект церемонии собственных похорон. По информации Agence France-Presse, церемония прощания с ней будет торжественной, но государственные похороны проводиться не будут. Как отмечает BBC News, такова была последняя воля усопшей.
 
 Торжественные похороны отличаются от государственных незначительно: орудийный лафет, на котором лежит гроб, в первом случае буксирует упряжка лошадей, а во втором — военные моряки. Других существенных отличий нет. В Великобритании государственных похорон обычно удостаиваются лишь монархи. Однако иногда из этого правила делаются исключения. В частности, с королевскими почестями был похоронен сэр Исаак Ньютон.
 
Маргарет Тетчер будет похоронена в Соборе святого Павла, который является местом погребения многих выдающихся британцев, включая герцога Веллингтона, адмирала Нельсона и премьер-министра Уинстона Черчилля.
 
С использованием материалов журнала «Корреспондент», а также других интернет-ресурсов.