На третьем занятии Воскресного университета – нового проекта УИИХ «Ткума», который уже стал весьма популярен среди интеллектуальной днепропетровской публики – была поднята одна из самых острых тем – о предпосылках Холокоста в свете коммуникации двух родственных религиозных систем – иудаизма и христианства.
Первое, что надо заметить – на сей раз все желающие послушать Игоря Щупака и подискутировать с ним (а это на заседаниях университета поощряется) смогли разместиться с максимальным комфортом, ибо мероприятие проходило не в видео-зале «Ткумы», а в зале «Синай», который располагает площадью для приема более чем трехсот гостей, а огромный экран позволил демонстрацию наглядных материалов, подготовленных для занятия.
С самого начала ведущий (и пока единственный) лектор Воскресного университета, доктор Игорь Щупак, директор «Ткумы» и музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине», еще раз подчеркнул свое принципиальное отношение к вопросам, обсуждаемым на занятиях. Он, по его словам, старается подходить к каждой теме с точки зрения ученого-историка, руководствующегося логикой. Также, в начале этого занятия доктор Щупак подчеркнул важность изучения истории и культуры своих соседей, и это в том числе касается религиозных вопросов. В подтверждение справедливости этого тезиса Игорь Щупак привел пример того, как ученые, не интересующиеся достижениями других научных школ, и не имеющие полного представление о проблеме, могут совершать серьезные ошибки, которые становятся научными курьезами (в примере речь шла о находке в псковской области России камня с загадочной надписью, расшифровать которую никак не удавалось, и о содержании которой было высказано немало оригинальных гипотез, пока турист из Израиля, увидевший артефакт, не перевернул его и не прочел вполне обычную броху. Нечто подобное, кажется, было описано Диккенсом в одиннадцатой главе «Посмертных записок Пиквикского Клуба»).
Среди многих вопросов, поднимавшихся на занятии, была проблематика определения предполагаемой даты рождения основоположника христианства, известного как Иешуа га-Ноцри или Иисус, его предполагаемая внешность и деяния, которые он мог совершить (или совершил, по утверждениям последователей его учения) в течение своей жизни.
В связи с тем, что многие участники Воскресного университета впервые посетили это мероприятие, доктор Игорь Щупак не единожды обращался к тем тезисам, которые были озвучены и аргументированы ранее, на предыдущих занятиях. Цель рассмотрения подобных вопросов, в первую очередь в том, чтобы опровергнуть установки, возникшие в сознании людей благодаря поверхностному знакомству с древними мифами и легендами, а также просто из-за употребления в повседневной речи устоявшихся метафоричных выражений. Например, христианский мир относится к «изгнанию Иисусом торговцев из храма» как к чему-то высокоморальному, но Игорь Щупак объясняет, что располагался рынок в одном из дворов Храма, а не в самом святилище, и он был необходим каждому, кто приходил в Храм совершить молитву. «Люди, идущие издалека десятки километров, по изнуряющей жаре, а затем поднимающиеся на Храмовую гору, должны были быть готовыми к обращению ко Вс-вышнему, иметь для этого силы. Где же, как не у торговцев, они могли купить еду и воду, где они могли купить птицу и животных для Б-гослужения? Таким образом, с обратной точки зрения, Иисус совершил самый настоящий …», — подчеркнул лектор.
Мы не будем подробно пересказывать содержание всего занятия, дабы не уподобляться герою известного анекдота про Карузо, а просто посоветуем нашим читателям при возможности посещать занятия Воскресного университета (а если почему-нибудь не получится, попробуйте выпросить у сотрудников «Ткумы» аудиозапись лекций).
Поднятые на занятии темы вызвали жаркую дискуссию среди присутствующих. В пресс-службе «Ткумы» считают, что «по-другому и быть не могло, ведь в числе слушателей были и сторонники иудаизма, и убежденные христиане, и, и те, кто так и не смог определиться в своих религиозных убеждениях». Да и как не могло возникнуть споров, если эта тема уже столетия порождает баталии между учеными – историками, теологами, антропологами и представителями других научных сфер, между людьми, мыслящими рационально и теми, кто предпочитает иррациональный подход.
Напоследок, доктор Игорь Щупак объявил о дате следующего занятия – 17 февраля. Эта лекция будет посвящена взаимоотношениям между евреями, христианами и мусульманами, и, можно ожидать, что она будет не менее интересна и познавательна.