На «Воскресном университете» обсуждали, что и как происходило между козаками и евреями во времена Хмельницкого

На «Воскресном университете» обсуждали
Девятое занятие «Воскресного университета» открыло курс лекций, посвященных взаимоотношениям евреев и украинского козачества до, во время и после завершения исторического периода, называемого «Хмельничиной» и длившегося с момента становления у власти и правления гетмана Богдана Хмельницкого вплоть до его смерти в 1657 году.
 
(Пояснение. Наш сайт применяет термин «козачество» в отношении украинско-польского феномена и «казачество» в отношении русского, дабы подчеркнуть различие. В отношении норм как современного, так и классического русского языка наш сайт осведомлен – www.djc.com.ua)
 
Лекцию провели доктор Игорь Щупак, директор УИИХ «Ткума» и музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине», и специальный гость «Воскресного университета» доктор Олег Репан, заместитель директора Института общественных исследований, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара.
  
 Первая часть мероприятия была посвящена разбору предыдущих занятий в «Воскресном университете», в частности, вопросу о том, как личные религиозные взгляды приглашенных гостей коррелируют с точкой зрения исторической науки и как сотрудники УИИХ «Ткума» должны модерировать лекции и выступления. Доктор Щупак ответил на многие вопросы слушателей о научном подходе к контраверсийным темам, затрагиваемым на занятиях с участием религиозных деятелей, отметив, что «представитель каждой религии, конечно же, будет защищать свою веру, но веру нельзя выдавать за знание» и объяснив, что если приглашается представитель той или иной конфессии, то «в случае проведения исторической лекции обязательно должно быть научное сопровождение».

После «исправления ошибок», слово было предоставлено доктору Олегу Репану. В своей лекции доктор Репан акцентировал внимание на событиях времен национально-освободительной войны 1648-1654 годов. Он обозначил одну из главных проблем изучения взаимоотношений украинских козаков и евреев – столкновение взглядов, давно сложившихся как в украинском, так и в еврейском сознании. В классической украинской историографии закрепился идеальный образ козака-героя, свободного человека, который с оружием в руках отстаивает свою честь и веру. Для евреев же козак – это насильник, а Богдан Хмельницкий – вообще почти предтеча Гитлера. Столь негативное отношение к феномену козачества ярко выражено в знаменитой книге современника козацко-польской войны, раввина города Яссы, историка и писателя рабби Натана бен Мойше Ганновера – в своей хронике «Пучина бездонная» он показывает катастрофу еврейского мира – в 1648-1654 годах от казацкой сабли погибло десятки (если не сотни тысяч) евреев и сотни общин, и именно это транслируется в еврейском сознании. (Уважаемые историки, доктора Репан и Щупак не согласились с обычно указываемой цифрой еврейских жертв хмельничины – 300 тысяч, назвав ее явно преувеличенной и недостоверной. Прочитать перевод книги рабби Натана Неты Ганновера вместе с другими книгами современников зверств хмельничины – «Тяготы времен», хроникой рабби Мейера из Щебржешина и хроникой рабби Шабтай бен Меира га-Коена, знаменитого талмудиста и галахиста, величайшего представителя литовского раввинизма и одного из наиболее выдающихся раввинских авторитетов XVII в., можно здесь).

 
По словам Олега Репана, тема массового уничтожения еврейского населения козаками для «украинского мифа о козачестве» вообще не важна, еврей рассматривается всего лишь как помощник польского шляхтича, бывшего главным врагом. Причину массовых уничтожений еврейского населения Олег Репан (вопреки распространенному и разделяемому многими историками мнению), не связывает с национальным или религиозным признаком. Он полагает, что козаки и восставшие за ними крестьяне путем насилия расправлялись с теми, кто ими был идентифицирован как «чужие» – евреи были мирным населением, тождественным «посполитам», к тому же, разоряя их дома, казаки получали добычу, как и полагалось по военным порядкам того времени. Кроме того, заявил лектор, есть примеры, когда в некоторых селениях количество разоренных еврейских домов было меньшим, нежели количество уничтоженных украинских дворов – это доктор Репан объясняет тем, что козаки в первую очередь уничтожали тех, кто был богаче, вне зависимости от вероисповедания. 
 
В самом же козацком войске, и даже среди родоначальников старшинских родов, как утверждает Олег Репан, были казаки, носившие еврейские фамилии, сделавшие личный выбор – обратится в православие, чтобы изменить свой социальный статус, ибо далеко не все евреи Речи Посполитой занимали высокое положение. (Правда, не совсем понятно можно ли их в этом случае считать евреями, ведь для таких людей существует вполне определенный термин – «выкрест», имеющий крайне негативную, позорящую коннотацию).
 
Также Олег Репан отметил, что в годы формирования казачьих слобод, то есть с периода, когда козаки стали вести оседлый способ существования, евреи принимали участие в их торговой жизни: например, кошевой атаман Петр Калнышевский и еврейские лидеры из Уманского кагала создали компанию по торговле тканями для козаков. Ее филиалы были открыты в Запорожской Сечи и в Новом Кодаке (поселении, существовавшем в этом районе задолго до Екатеринослава, и уничтоженном царским режимом для блага нового города), где была построена первая каменная синагога в Приднепровье. Игорь Щупак подтвердил факт существования этой компании, зачитав фрагмент из своей статьи и отметив, что козаки даже оказывали еврейским купцам военную защиту.
 
Это занятие «Воскресного университета» доступно в аудиозаписи , которую мы  предлагаем прослушать нашим читателям.