Начинается Суккот! Как его отпраздновать? Весело и кошерно!

Начинается Суккот! Как его отпраздновать? Весело и кошерно!

Сегодня вечером, 30 сентября, начинается праздник Суккот. Название праздника переводится как – «Шалаши». В старорусской традиции название праздника – «Кущи», а на западе Украины его называют «Кучки». (На востоке нашей страны и в России, где еврейских местечек (штейтл) не было, окружающие стали называть «кучками» куда более известный им еврейский праздник Песах, что, разумеется, не более чем распространенная нелепица).

Это самый длительный праздник месяца тишрей. Он продолжается даже больше недели и его последний день мудрецы считают отдельным праздником – «Шмини Ацерет» (праздничным собранием восьмого дня).

У нас, в диаспоре, первые два дня праздника – не рабочие и имеют статус «Йом Тов», следующие дни имеют статус – «холь а-моед», будни праздника, а день «Шмини Ацерет» и следующий за ним праздник «Симхат Тора», так же имеют статус «Йом Тов». В Земле Израиля празднуют немного по-другому.

Праздник установлен в память о шалашах, в которых жил народ Израиля в пустыне, после исхода из Египта.

В Торе, в книге Левит, содержатся два особых предписания именно для этого праздника:

Первое:
«В ШАЛАШАХ («КУЩАХ») ЖИВИТЕ СЕМЬ ДНЕЙ… ЧТОБЫ ЗНАЛИ РОДЫ ВАШИ, ЧТО В ШАЛАШАХ («КУЩАХ») ПОСЕЛИЛ Я СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ, КОГДА ВЫВЕЛ ИХ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ»;

Второе:
«ВОЗЬМИТЕ СЕБЕ ВЕТВИ КРАСИВЫХ ДЕРЕВ, ВЕТВИ ПАЛЬМОВЫЕ И ВЕТВИ ДЕРЕВ ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ И ВЕРБ РЕЧНЫХ, И ВЕСЕЛИТЕСЬ ПЕРЕД ГОСПОДОМ Б-ГОМ ВАШИМ СЕМЬ ДНЕЙ».

Чтобы исполнить первое предписание, евреи к празднику строят шалаш, называемый сукка, из любого подручного материала, покрывая ее листьями, камышами, другими растениями или соломой. Покрытие, однако, должно быть столь неплотным, чтобы сильный дождь мог проникнуть внутрь, и сквозь крышу можно было разглядеть небо.

Возле синагог и других еврейских организаций принято строить общественные шалаши, но крайне желательно, чтобы возле каждого еврейского дома была своя сукка. В средневековых городах евреи строили свои дома с плоскими крышами, чтобы можно было на них построить сукку. Эту архитектурную особенность можно увидеть во многих старых еврейских городах – например, во Львове (Лемберге).

В сукке необходимо «пребывать» или «сидеть». Эту заповедь лучше всего выполнять с семей и близкими. В теплых странах семья практически живет все дни праздника в сукке. В наших широтах спать уходят домой, но все дни праздника принято есть и пить только внутри сукки. В случае особо холодной или ненастной погоды, если пребывание в сукке грозит расстройством здоровью, хозяин сукки, как минимум, должен поужинать в ней в первый вечер или съесть хотя бы кусок хлеба, произнеся соответствующее благословение.

Хотя шалаш – временное и непрочное сооружение, его принято украшать, ибо его строят по указанию Вс-вышнего. Принято приглашать гостей и разделять свою трапезу с неимущими, ибо сукка объединяет всех евреев. Мудрецы говорят, что Машиах соберет всех евреев в одну большую сукку, ибо все они есть одна единая семья.

Еврейская традиция также говорит, что в каждый день праздника, в шалашах вместе с евреями, пребывают «ушпизин» – «приглашенные». Речь идет о семи евреях, имена которых столь известны в истории Израиля: Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид (в некоторых общинах порядок «ушпизин» несколько другой: Йосеф появляется после Моше и Аарона). Каждый из них, в свое время, отказался от удобной и привычной жизни, чтобы выполнить заповедь, данную ему Вс-вышним, и за это удостоился стать руководителем еврейского народа. Заповедь «поселиться в шалаше» близка по духу тому, что в свое время сделали «ушпизин», и поэтому евреи каждый из семи дней Суккот символически приглашают их по очереди в свой шалаш, как бы говоря: «уходя из дома в шалаш, мы делаем то же, что делали эти великие люди, герои еврейской истории».

Второе предписание, так называемая «заповедь четырех растений», требует каждый день праздника держать в руках пучок из четырех растений (этрог – цитрон, лулав – ветвь финиковой пальмы, адас – ветвь мирта, арава – ветвь ивы) во время произнесения благословения. Его произносят во время утреней молитвы или сразу после нее.

Принято считать, что каждый вид растения соответствует одному из типов евреев.

Этрог (цитрон) обладает приятными вкусом и запахом – символ еврея мудреца и праведника.

Лулав (ветвь финиковой пальмы) – люди, обладающие мудростью и знаниями, не отражающимися на доброте их поступков.

Адас (ветвь мирта) символизирует евреев, исполняющих заповеди, руководствуясь верой, трепетом или любовью к Творцу, но не обладающих необходимой обширностью познаний в Торе.

Арава (ветвь ивы) – это евреи, и мало знакомые с мудростью Торы, и недостаточно выполняющие ее заповеди.

Исполняя заповедь, надо соединить все виды растений в единое целое, так же как мы все, столь разные, есть единый народ перед Вс-вышним. Эта заповедь учит нас, что каждый еврей, даже если он мало знает и умеет, необходим для существования народа, ибо без него – «народ неполный», говоря словами классика.

В этом году в первый раз выполнить «заповедь о четырех растениях» евреи должны днем 1 октября, но первую трапезу, с праздничным кидушем, в сукке надо вкусить уже сегодня вечером, 30 сентября. При этом в кидуш добавляют благословение на заповедь пребывать в сукке. Тоже благословение произносят пред каждой трапезой в сукке.

Наш сайт поздравляет вас с праздником Суккот! Веселого и кошерного праздника!