Дорогие друзья!
В святых книгах мы часто встречаем аналогию между отношениями мужа и жены, с одной стороны, и Б-га с народом Израиля, с другой стороны. Вс-вышний и евреи уподоблены супружеской паре: Вс-вышний — «муж», а народ Израиля — «жена». Так было и есть во все времена, включая эпоху изгнания. Эта идея стала для царя Шломо (Соломона) темой его шедевра Шир а-Ширим («Песнь Песней»). Дарование Торы в еврейской традиции уподобляется свадьбе. Суть свадебного обряда в создании семьи – еще одной частички большого еврейского мира. А сущность сотворения мира – это объединение Б-га со Своим народом: еврейский народ и Творец Мира объединили свои судьбы. Так поэтично описаны отношения между еврейским народом и Вс-вышним. В Каббале существует множество объяснений и исследований еврейских мудрецов на эту тему.
В традиционных еврейских религиозных течениях эти отношения рассматривались в нескольких вариантах. Так, например, представители Литовского движения являются приверженцами сдержанно-строгого подхода в отношениях между Вс-вышним и евреями: Вс-вышний – «строгий и требовательный» муж, а еврейский народ – жена, которая уважает и трепещет перед мужем. В хасидизме подход несколько иной.
Приведу пример из жизни. Муж приходит с работы после трудного рабочего дня, уставший и голодный он садится за стол в ожидании ужина. Жена говорит ему, что ужин не готов и нужно подождать. Он безропотно ждет, но с каждой минутой ожидания ситуация накаляется, проходит немало времени после чего на столе появляется вареное яйцо и картошка.
— Что это? — говорит он жене. Я так долго ждал, и в итоге только яйцо и картошка? Это можно приготовить быстро за несколько минут. Я думал, раз я так долго жду, то меня ждет особый роскошный ужин, на приготовление которого у тебя действительно могло не хватить времени! Ситуация не простая, муж прав в своих ожиданиях и обиде на жену.
Проведем параллель между ситуациями: евреи, соблюдающие традиции, должны одевать тфилин и молиться рано утром, но многие в делах и заботах находят время для молитвы только к середине или даже к концу дня. Можно полагать, что Вс-вышний, как требовательный муж, который ждет весь день молитвы еврея, вправе рассчитывать на то, что молитва, произносимая с опозданием, будет особой — длинной и сосредоточенной.
С другой стороны эта же ситуация с мужем и женой может быть представлена совсем в ином свете, если изначально исходить их того, что их отношения наполнены любовью и теплом. Тогда муж совсем по-другому воспримет происходящее. Яйцо и картошка, покажутся ему лучшим блюдом в мире, ведь их приготовила любимая жена. Он найдет тысячу оправданий жене – возможно, она действительно весь день была очень занята, тоже устала и, несмотря на это, все-таки нашла в себе силы, любя мужа, приготовить ему ужин. Вот это уже хасидский подход.
По аналогии в хасидизме считается, что молитва, произнесенная евреем, в любое время дня, будь она короткая или длинная – это уже хорошо. Это свидетельство нашей любви к Вс-вышнему. Иудаизм основан не на страхе и трепете, а на любви и дружбе. Бааль Шем Тов – основатель хасидизма считал, что достаточно просто радостно служить Б-гу через мицвот (заповеди). «Б-жественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется».
Хасидский оптимизм основан на представлении о том, что весь мир наполнен Б-жественным светом. Печаль, согласно учению хасидизма, является серьезным препятствием служению Б-гу. Б-г бесконечно близок человеку. В часы радостной и умной молитвы человек поднимается со ступени на ступень, возносится в высшие миры и способен достичь соприкосновения с Б-гом. Человеческая душа становится живым мостом, соединяющим святые искры, которые человек своими добрыми делами освободил из плена, с их небес