Обращение Главного раввина Днепропетровского региона Шмуэля Каминецкого к месяцу Ав 5771 года

Дорогие друзья!
 
Один человек был горд тем, что он хороший, послушный гражданин, и тем, что ведет упорядоченный образ жизни. «Я не курю, не пью, я не играю в азартные игры, не изменяю моей жене, я рано ложусь и рано встаю, тяжело работаю весь день и посещаю религиозные службы». Впечатляет, правда? Помолчав, он добавил: «И так последние пять лет, но подождите, пока меня выпустят».

Тюрьмы никогда не являлись частью еврейского правосудия. Но, все-таки, были случаи, когда свобода передвижения должна была быть ограничена. Если человек был виновен в непредумышленном убийстве, то он должен был бежать в специально отведенные города-убежища от гнева родственников жертвы.

Тора говорит нам, что срок заключения в таком случае заканчивался со смертью Первосвященника. Талмуд рассказывает интересную подробность: мать Первосвященника приносила в дар еду для тех, кто скрывался в городах-убежищах, чтобы заключенные в них не молились о ранней смерти ее сына.

Это выглядит очень нелогичным на первый взгляд. С одной стороны – есть человек, ставший убийцей, хоть и не преднамеренно, но известно, что Б-г не позволяет, чтобы несчастье случилось с праведным, и понятно, что этот человек далек от праведника. С другой стороны – Первосвященник Израиля, самый святой из живущих, на котором огромная ответственность и честь входа в Святая Святых Храма в Йом-Кипур. И как мы можем сравнивать силу и вес молитвы этих людей? Разве есть основания опасаться, что молитва заключенного будет иметь такой эффект, что сам святой Первосвященник, избранный молиться за весь народ, может умереть? Чья молитва сильнее? И разве это так опасно, что его бедная мать должна носить продукты в отдаленные города, чтобы смягчить сердца заключенных, чтоб их молитвы не были столь отчаянными, опасаясь за жизнь сына? Имеет ли это смысл?

Оказывается, да. Такова сила молитвы. Любой человек, любого происхождения и статуса, праведный или грешный, с заслугами или без, может быть услышан. Конечно, нет никаких гарантий. Но горячая искренняя молитва – прямая связь. Молитвы на иврите, составленные нашими мудрецами, конечно, самый идеальный вариант. Но все же, на иврите из Сидура или на другом языке и своими словами в молитве нужна искренность, и это главное. Ничто не может быть сильнее слез, пролитых в молитве. Зная это, так опасалась за жизнь сына мать Первосвященника.

 

Все, рассказанное мною о временах Храма, актуально и сейчас. По-прежнему молитва обладает огромной силой, и по-прежнему услышан может быть каждый. Слова, идущие из глубины сердца, долетают до Престола Вс-вышнего.
 
Главный раввин Днепропетровского региона Шмуэль Каминецкий