Отпусти мой народ.
Эти слова звучат снова и снова, каждый раз, когда мы читаем об истории Исхода евреев из Египта, о том, как Моше неоднократно требовал у безжалостного Фараона, чтобы он освободил еврейский народ.
На самом деле, полностью фраза которую сказал Моше упрямому монарху от имени Б-га звучит так: Shalach ami v"yaavduni, «Отпусти мой народ, чтобы они служили Мне».
Интересно, как некоторые выражения и фразы становятся памятными и популярными, тогда как другие кажется, даже не улавливаются. «Отпусти мой народ» стало лейтмотивом истории Исхода из Египта среди евреев многих поколений. Эта фраза стала популярной прибауткой в разнообразных политических выступлениях. К сожалению, последнее слово из фразы на иврите, потерялось: V"yaavduni — «чтобы они служили Мене». Окончание фразы никогда не занимало первых мест в рейтингах популярности. Сама драма Исхода захватывает наше воображение, но фактически целью Исхода из Египта было дойти до горы Синай, получить Тору от Б-га и выполнить еврейское предназначение, и эта цель в массовом сознании менее акцентирована. Зов к свободе пробуждает человеческий дух, а служение и исполнение обязательств не вызывают столько восторга.
В начале 70х, когда евреи по всему миру участвовали в демонстрациях против угнетения их собратьев в тогдашнем Советском Союзе, требуя у советского правительства, свободу уехать по собственному желанию, объединенной мольбой было «Отпусти мой народ!». Грустно, что они пропустили v"yaavduni – «чтобы они служили Мене». Мы так заботились о политических свободах, что забыли основную цель — для чего быть свободным? А именно для того, чтобы почувствовать религиозную свободу и прожить жизнь, выполняя свое еврейское предназначение.
Для многих русскоязычных евреев, получение выездных виз и приобретение свободы передвижения мало что сделало, для того чтобы помочь возвратить их духовное наследие и еврейскую идентификацию. Семьдесят лет организованного атеизма за железным занавесом оставили свой след. Мы очень рады, что они могут жить в Израиле или на Брайтон Бич, но факт остается фактом, слишком многие остаются за пределами духовной орбиты еврейского общества.
Исход из Египта без видения Синая то же самое, что быть собранным в дорогу, но не знать куда идти. Этого не достаточно — отпустить наш народ. Нам нужно определить цель. «Чтобы они служили Мне» означает, что нам нужно использовать нашу политическую свободу, чтобы испытать свободу веры и связать жизнь с духовной целью, посвященной служению Б-га.
Первой вещью, которую только что родившийся народ Израиля должен был сделать, когда они вышли из Египта, не было обрезание, провозглашение государства или выпечка мацы. Задание было сформировать Еврейский календарь. Почему календарь? Календарь определяет всю жизнь человека, когда у него праздники, когда будни, когда день рождения, когда йорцайт и т.д. Когда евреи вышли из Египта, они должны были научиться жить по-еврейски, а значит, по еврейскому календарю. Жить вне связи с летоисчислением и мировоззрением других народов. Познать свободу быть собой, евреями, а не египтянами.
Время — наш самый драгоценный ресурс. Способ, по которому мы определяем количество и ощущение времени, определяет кто мы. Евреи имеют, вероятно, самый сложный и точный календарь, известный человечеству. Лунно-солнечный тандем. Происходит все примерно так:
Она изменчивая и импульсивная, ее колеблющиеся эмоции, подчеркнуты взрывами вдохновения и творческого потенциала. Иногда, свет ее личности сияет подобно полнолунию; одинаково часты также и периоды не функциональной темноты. Остальную часть времени, она колеблется между этими крайностями, таким образом, что ее обычно находят или в изысканном снижении или в муках старательного роста.
Он бесстрастный, надежный, столь же регулярный как завтрашний восход солнца. Он поднимается на ноги каждое утро, что бы успеть на поезд и всегда быть дома в обеденный перерыв. В работе он эффективный и продуктивный. Его пристальный взгляд мягко смотрит на внешнюю сторону жизни его супруги.
Как следовало ожидать, это — не легкий брак. Часто кажется, что он лидер, а она бледная фигура, тянущаяся следом; в другое время, кажется, что он, тот, кто отстает и плетется сзади, в то время как она рвется вперед увлекаемая одним из ее взрывов энергии. Но они продолжают. Каждые девятнадцать лет их усилия вознаграждены. Их несравнимые жизненные траектории пересекаются, и наступает момент гармонии.
Что делает Еврейский календарь таким сложным — его настойчивость в урегулировании солнечных и лунных циклов в одной системе:
29.5 дней лунного цикла — источник для отсчета времени, мы обращаемся к «месяцу»;
365.25 дней солнечного цикла формируют годовой цикл сезонов, мы обращаемся к «году».
Проблема в том, что эти два цикла не совместимы друг с другом — двенадцать лунных месяцев обозначает 354 дня, не достает более 11 дней солнечного года.
Большинство календарей выбирают одну из этих систем. Лунный — мусульманский календарь, например, целиком пренебрегает солнечным циклом. А солнечный григорианский календарь (календарь «светский», который стал универсальным стандартом) полностью отделяется от лунного времени.
В первой мицве, которая была заповедана народу Израиля, Б-г инструктировал Моше, как основать еврейский календарь на фазах луны, чтобы согласовать это с солнечным годом и сменой сезонов. Непростой путь — «поженить» эти две временные траектории (без заключения компромисса нарушающего целостность одной из системы) — создать девятнадцати годичный цикл, который включает шесть различных видов лет: еврейский год состоит из или 12, или 13 месяцев, и составляет также 353, 354, 355, 383, 384 или 385 дней.
На третьем году 19-летнего цикла (когда лунный «год» отстает от солнечного на 33 дня) существует добавочный месяц, который почти (но не совсем), заполняет пробел. На 6-ом году, процесс повторяется. На 8-ом году, 13-й месяц фактически выводит лунный год на несколько дней вперед. Но не на долго. Скоро лунный еще раз отстанет. Только в конце девятнадцатого года два временных цикла сходятся в одну точку.
Зачем все так усложнили? Вся еврейская жизнь определена браком между этими двумя мало совместимыми супругами. Еврейское время в основном лунное, привязанное к ежемесячным полнолуниям и убываниям. Мы проживаем свои жизни с луной, потому что мы хотим использовать отличительные качества лунной энергии: храбрость и творческий потенциал, способность к изменению и возрождению. Но мы одинаково хотим иметь в нашей жизни стабильность и гарантию солнца. Жизнь должна быть творческой, но так же должна регулироваться четкими правилами.
Управлять двумя временными потоками одновременно — не простая задача. Общеизвестно, что евреи отказываются принимать легкие решения. Живите по еврейскому календарю, выйдите из ограничений нееврейского мира, вам не надо быть как все. Вспомните о нашей истинной цели выхода из рабства.
Раввин Шмуэль Каминецкий
Главный раввин г.Днепропетровска и области