Дорогие друзья!
Еврейский календарь – своеобразный путеводитель, который направляет путешественника в мир непреложных ценностей, смыслов, чувств, философских понятий, сопровождая каждое из событий глубокими пояснениями, наполняя каждый день своей особой духовностью.
Рош А Шана и Йом Кипур подводят итог прошедшему году, заставляют пересмотреть прожитое, сделать выводы, возможно раскаяться, взять обязательства на будущее, перелистнуть старую страницу и начать жить с нового листа. Здесь и отчаяние непоправимого прошлого и надежда на будущее.
В Суккот и Симхат Тора еврейский народ объединяется в едином радостном порыве, время строгости прошло, наступает время веселья. Мы ощущаем сплоченность, чувствуя уникальность каждого и ценность быть частью одного народа, как четыре вида растений, на которые можно произнести благословение только если они вместе.
Ханука – история победы и чуда. История о том, как сделать этот мир светлее и радостнее, личной отвагой и с помощью чудес. Очень символично, что праздник приходится на самое темное время года, когда день короток и нам так не хватает света. Прибавляя каждый день по свече, мы освещаем не только тьму вокруг нее, это более символичное действие, свет проникает и внутрь нас.
Пурим несет нас в вихре карнавального веселья, без удержу, без границ. Много смыслов, много образов: от обаяния Эстер, победившей на конкурсе красоты, до зловещего дерева с виселицей ставшего роковым для злодея Амана. Сила раскаяния и радость победы.
В Песах мы стараемся достичь скромности, все дни Песаха у нас особая еда, маца напоминает нам о пережитом Исходе, читая Агаду мы вновь и вновь ощущаем вкус свободы и стараемся освободить себя от рабства сейчас.
В праздник Шавуот в украшенную зеленью и цветами синагогу приходит наш народ, чтобы вознести молитвы благодарности Всевышнему за полученную в дар Тору, прочесть 10 заповедей – основу морали всей современной цивилизации.
Есть еще один период, который недавно завершился – это время от 17 Тамуза до 9 Ава, время связанное с датами разрушения Храма, мы особо чувствуем горечь случившегося и скорбим о потере. Конечно, отмечать радостные даты приятнее, чем соблюдать пост и траур. Для чего нужен нам такой опыт? Память о разрушении Храма, изгнание Галут – это отправные точки, отталкиваясь от которых появляется надежда и возможность верить в скорое Избавление.
Известна история о великом завоевателе Наполеоне. Девятого Ава, он ехал со своей свитой по Парижу. Попав в еврейский квартал, Наполеон увидел пустынные улицы. Удивленный этим, он вошел в синагогу и застал такую картину: на полу сидели евреи, горько плакали и читали траурную элегию пророка Иеремии.
— Что случилось? Почему все евреи в таком горе? — спросил Наполеон раввина.
— Был разрушен наш Храм, и нас изгнали из Эрец-Исраэль!
— Но ведь этим событиям 1800 лет…
Наполеон воскликнул:
— Если евреи до сих пор так сильно переживают из-за Храма и родины, они, несомненно, удостоятся его восстановления, и никакая сила в мире не помешает им вернуться на свою землю…
В нашей истории боль и страдание тесно переплетены с надеждой и верой. Это своеобразный симбиоз прошлого и будущего. Еврейскую историю невозможно рассматривать в локальные промежутки времени, листая каждую страницу и переживая каждый случай отдельно, мы радуемся и печалимся вместе с нашими предками, но оценить происходящее можно только видя всю ретроспективу – от сегодняшнего дня до времен Авраама. И то, что мы видим – обнадеживает.
Еврейский народ жив, он пронес сквозь тысячелетия свою Тору, традиции и веру. Многие притеснители сгинули, величие других кануло в лету, а мы есть, как и было обещано, и если сбылись все предыдущее предсказания, то исполнится и то, что предначертано для будущего. А значит, мы сможем увидеть Храм во всем его великолепии и славе, и пусть это произойдет скорее.
Главный раввин Днепропетровска и региона Шмуэль Каминецкий