Сколько евреев живет сейчас на планете? 13 миллионов? Максимум 14, если брать с запасом. А сколько нас было до Второй Мировой? Примерно 19 миллионов. Если из этой цифры вычесть шесть миллионов жертв Холокоста, то получится как раз нынешнее число — 13 миллионов. И возникает огромный вопрос: а где же остальные? То есть: почему за последние 60 лет мы так и не восполнили свои потери?
Ответ хорошо известен всем. Успех, богатство и образ жизни утонченного эгоизма: зачем тратить деньги на детей, если можно потратить их на себя? Все это привело к нулевому приросту населения; а поскольку на еврейскую семью по статистике приходится 1,8 ребенка, то у нас нет даже простого воспроизводства.
Другая проблема — ассимиляция. Если каждый второй молодой еврей или еврейка создает семью с представителем другой национальности, то каковы наши шансы на численный рост?
Конечно, евреи никогда не гнались за численностью. И сам Б-г сказал в Библии: «Я выбрал вас не за многочисленность, поскольку вы — наименьший из народов». Но это вовсе не значит, что нам следует смириться с исчезновением евреев. В Книге чисел мы читаем, что Б-г приказал провести перепись нашего народа. Здесь не имеет значения ни размер бороды, ни вид ермолки, которую мы носим или не носим, потому что, в конечном счете, Б-г считает то, что ему дорого. И если всевышний ценит каждого еврея, то как мы можем сами себя списывать со счетов?
Есть евреи, которые считают, что лучше иметь небольшую, зато сильную общину, ведь те, кто не поддается ассимиляции,- это гордые и идейные евреи.
Спорить с этим было трудно, но меня очень беспокоит внешне невозмутимое отношение и почти спокойный тон. Это как если бы сказать: «Ну и что с того? Нас мало, но мы сильные».
Что с того?! Тора говорит, что каждого еврея нужно считать. Мистики учат, что у каждого из нас есть душа – настоящая частичка Б-га. Холокост унес шесть миллионов, а евреи говорят «Что с того»?
Люди только сейчас начинают понимать, насколько дальновидным был Ребе. Еще в 50-е годы прошлого века, на заре своей деятельности, он выдвинул концепцию распространения евреев. Он посылал молодых раввинов и ребецн в места далекие географически и духовно, и еще в 60-е и 70-е другие движения осмеивали эту идею. Они смеялись над тем, что молодые религиозные пары ехали в студенческие городки Калифорнии. «Их там съедят на завтрак», «Ничего они там не изменят», «Да они сами откажутся от своей веры».
Но сегодня, слава Б-гу, только в одной Калифорнии насчитывается более 100 центров Хабада. И сегодня, слава Б-гу, те же движения, которые считали идеи Ребе смехотворными, сами занимаются распространением еврейства. А нам радостно видеть, что его новаторские усилия увенчались успехом.
Чтобы сблизиться с евреями, не нужно быть профессиональным еврейским идеологом. Приведите друга в синагогу. Просто приведите его и скажите раввинам, чтобы его поприветствовали. Не нужно быть ребецн, чтобы пригласить еврейскую семью к вашему шаббатному столу. Если вы знаете первую букву алфавита «алеф», расскажите о ней тем, кто ее не знает, а если вы знаете «бет», то наверняка есть кто-то, кто ее не знает. Вы можете быть учителем и наставником, не будучи раввином. А многие неверующие евреи боятся раввинов и ищут друга для плавного вступления в еврейскую жизнь.
Все мы с радостью готовы помочь в возрождении потерянного поколения и уничтоженных общин Восточной Европы. Мы молим Б-га, чтобы наш народ был сильным и рос числом, пока каждый потерянный еврей не обретет свое место и не будет частью своего народа.
Есть еще один вопрос, который волнует многих в еврейской среде. Смотрят ли религиозные евреи сверху вниз на вновь обращенных ? Смотрим ли мы косо на перешедших в нашу веру? Конечно, за многие годы мне приходилось слышать немало нелестных замечаний, которые по иронии судьбы отпускали далеко не верующие люди. А что по данному поводу говорит иудаизм?
По самому классическому и старому определению еврей — это «рожденный от матери-еврейки или обращенный в иудаизм в соответствии с Галахой (законом Торы)». Значит, ес