Одиннадцатый выпуск «Далет Амот»

Одиннадцатый выпуск «Далет Амот»

В свет вышел одиннадцатый выпуск «Далет Амот», издания днепропетровского «Колеля ХаБаД Нахлас Леви» – небольшого буклета, в котором раскрываются подробности соблюдения еврейских законов и обычаев.

Одиннадцатый выпуск «Далет Амот» посвящен Шева Брахот (семи благословениям для жениха и невесты).

Ниже мы приводим полный текст основной части одиннадцатого выпуска «Далет Амот»:

Моше Рабейну постановил, чтобы после свадьбы было у жениха и невесты 7 дней пира (РаМБаМ авелут 1:1). Элияу Раба 23: «Даже когда евреи находились в Египте, они устраивали 7 дней пира». Но все это не в качестве обязанности, а в качестве лучшего исполнения заповеди (поэтому по закону необязательно устраивать трапезу в течение этих 7-ми дней). Так же из ШуА (Э. О. 64:4) видно, что делать трапезу в эти дни не обязательно, исключением является день хупы, когда обязаны совершать трапезу с мясом и вином, т.к. нет радости без мяса и вина. И, несмотря на это, Маген Авраам (Орех Хаим 640:13) считает, что трапеза в дни пира считается заповедью больше, чем трапеза в честь обрезания (по этой причине, если трапеза устраивается в пост первенцев, первенцы, принимающие в ней участие, могут кушать).

Раньше шева брахот благословляли один раз в день хупы. В наше же время принято делать шева брахот каждый день, т.к. не только жениху и невесте в день хупы прощаются грехи, но и всем присутствующим, а семь дней пира являются продолжением хупы, и в них также прощаются грехи тех, кто не был на хупе, а именно в нашем поколении люди нуждаются в прощении грехов.

Талмуд (Йевамот 62:2) приводит: «Тот, кто не женат, лишен семи вещей: радости, благословения, блага, Торы, крепостной стены (в смысле защищенности), мира, жилища». Поэтому постановили произносить семь благословений, чтобы привлечь для человека сверху семь этих вещей (Сде Цофим на Ктубот стр. 74, 76).

Количество дней радости и отказа от работы

Дни пира жениха и невесты уподоблены праздничным дням, поэтому, как и всякий человек в праздник, так и жених обязан быть веселым, веселить невесту и не работать (Ктубот 8:2). Этот запрет имеет место, даже если никто не видит. Но разрешены виды млахот – работ для нужд еды. Разрешено ли письмо – мнения разделились, и разделились так же в случае, если работа доставляет им радость. Разрешено стирать и гладить для нужд семи дней пира.

Согласно РаМБаМу кол-во дней радости и отказа от работы для молодоженов зависит от невесты. Если она девственница – то он должен ее радовать 7 дней, в противном случае 3 дня (РаМБаМ Ишут 10:12). Если даже она была уже замужем, но, по какой-то причине, осталось девственницей, дней радости и отказа от работы все-таки 7 (БаХ). Также огромная заповедь для окружающих веселить молодых. И неважно как доставлять эту радость – что-либо сделать или сказать. Люди, участвующие в трапезах в честь жениха и невесты обязаны в этом больше других. Сказано (РаШИ на Брахот 6:2): наслаждающийся трапезой и невеселящий их, нарушает и пренебрегает пятью голосами, которыми Вс-вышний благословлял Израиль.

Постановление мудрецов, что жених и невеста в дни их радости не должны выходить из дома одни, а только в сопровождении других евреев. Даже если жениха пригласили быть сандаком, на обрезание нельзя идти одному.

Количество дней для произнесения шева брахот

Количество дней для произнесения брох зависит от радости полученной женихом от свадьбы. Поэтому, если женится на девственнице, благословения говорят 7 дней. И также если она не девственница, но он девственник. Если же для обоих это не в первый раз (оба не холосты), тогда благословляют 1 раз, в трапезе, относящейся к хупе. Если же хупа была днем, то чтобы не возникло сомнений лучше начать трапезу также днем (Бейт Шмуель 62:5). Нитэй Гавриель стр. 272 постановляет, что в случае если уже жили вместе какое-то время, считается, что уже был женат и время для брох составит 1 день.

Таким образом, если жил с этой женщиной без хупы, то после хупы – радость 3дня, а брохи 1 день (например, если жили вместе до гиюра).

Паним хадашот (новые лица)

Важно подчеркнуть, что во время трапезы в честь свадьбы, к биркат амазону, кроме «шеаСимха беМоано», добавляют последние из 7-ми брох благословение «Ашер Бара», а только в случае, если есть миньян и присутствуют паним хадашот, читают все остальные, иначе благословения сказаны впустую. И поскольку нет обязанности произносить каждый день шева брахот, то зачем идти против Шульхан Арух и даже в отсутствие паним хадашот произносить все шева брахот.

В определении кто такие паним хадашот есть два мнения:

— паним хадашот называются люди, которые не были во время хупы и не слышали произнесения благословений под хупой, тогда именно для них эти благословения повторяют после биркат амазона (РаМБаМ Брахот 2:10);
— поним хадашот считаются люди, которые до сих пор не принимали участие в трапезе вместе с молодоженами, не-смотря на то, что присутствовали на хупе и слышали благословения (РОШ Ктубот 13).

Мнение Шульхан Оэзер (12:3) объединяет эти мнения: те, кто участвовал в какой-либо трапезе в честь свадьбы, но не присутствовал при произнесении 7 благословений, и те, кто не участвовали ни в одной из этих трапез, но присутствовали при произнесении 7 благословений – не считаются паним хадашот.

Дети и женщины не считаются паним хадашот.

Паним хадашот, достаточно одного человека, кто хочет устрожиться, два (Бейт Шмуэль 62:7).

В шаббат и йом-тов, на вечерней и дневной трапезе, не требуется присутствие паним хадашот, так как эти дни сами как паним хадашот.

Если же нет паним хадашот и это не шабат и не йом-тов, или нет миньяна, тогда произносят броху «Ашер Бара» на один стакан. (Хупа и кидушин 307). В зимуне «шеаСимха беМоано» произносят все дни независимо от паним хадашот, кроме ситуации, когда трапеза происходила с женщинами в одном помещении без перегородки (Бейт Шмуэль 62:11). Распределяя честь говорить семь благословений, следует выбирать людей, которые намеревались слушать и отвечали «омен» на брохи, не беседовали во время произнесения благословений. Обычай полагаться на мнение, что читать брохи может тот, кто что-нибудь съел за этой трапезой, не обязательно хлеб (Нитэй Гавриель 106:2).

Благословения на трапезе в течение семи дней пира говорятся, когда есть миньян. И в этом случае, каждому участнику трапезы, заповедано после биркат амазона, благословить жениха и невесту. Делают они это, слушая и отвечая «омен» на брохи произнесённые другими (не следует отвлекаться на праздные разговоры во время благословений). На первую трапезу после хупы (когда бы в течение дней пира она не произошла) не требуются паним хадашот. По букве закона паним хадашот считаются люди, которые даже не кушают в этой трапезе, так как пришли из-за радости ближнего. Однако, лекатхила, необходимо съесть хлеб или хотя бы что-нибудь. Но вообще для произнесения 7-ми брох необходимо, чтобы из миньяна как минимум семеро ели хлеб, а еще трое ели что-нибудь. Если «новое лицо» ушел, даже после биркат амазон – 7 благословений не читают.

Отсчет дней пира

Семь дней пира начинаются с произнесения благословений под хупой, даже если хупа днем, а трапеза ночью. Если же благословения под хупой произносились в сумерки (между заходом солнца и выходом звезд) – это время является сомнительным и не понятно, к какому дню оно относится, к будущему или прошедшему – в благословениях облегчаются (сафек брахот леакель) и начинают считать с уже прошедшего дня (РаМО Эвен Оэзер 62:6, Арух аШульхан 62:31). По отношению же к тахануну считают семь дней по полным суткам от хупы (Маген Авраам Орех Хаим 131:12, Шульхан Арух аРав 131:6).

Если в последний день из 7 дней трапезу затянули до вечера и получается, что брохи будут читать уже восьмого, то их не произносят (Гинат врадим и Питхей Тшува Э. О. 62:12). Даже, если заранее знают, что будут сидеть до ночи, сказать благословения до биркат амазона нельзя, т.к. благословения постановили произносить после биркат амазона; выход из сложившейся ситуации: сказать биркат амазон и шева брахот до шкии, а потом продолжить трапезу. (Последнее время для брох, по мнению р. Тукачинского и р. Файнштейна, благословить разрешается в бейн ашмашот, но есть другие мнения, которые считают, что до шкии).

Ошибки

По ошибке прочитал не ту броху, нет в этом ничего страшного, так как в принципе их порядок не важен и благословлять заново не следует.

Нельзя начинать произносить благословения, пока нет девяти закончивших чтение биркат амазон и готовых отвечать, иначе есть опасение, что они сказаны впустую.

Нельзя покидать трапезу до произнесения благословений, т.к. по мнению большинства, обязанность сказать благословения лежит на собравшихся людях, а не на молодоженах. Но если все-таки есть нужда уйти раньше, нужно заранее (перед едой) обусловить, что не собирается присоединяться к сотрапезникам до конца трапезы, и тогда сможет уйти раньше (Игрот Моше Орех Хаим 56).

Жених, у которого еще не закончились семь дней пира, придя к другому жениху на свадьбу или шева брахот, запрещено ему выводить отдельный миньян в другое помещение для произнесения шева брахот, так как трапеза устроена была не для него. И также паним хадашот пришли не для него (ШуТ Двар Йеошуа том 5 раздел 11).

Присутствие жениха и невесты.

Если жених не помыл руки на хлеб, то даже в первый день шева брахот, то есть сразу после трапезы в день хупы нельзя произносить благословения, так как хатан не участвует в трапезе, это указывает на то, что трапеза устроена не по случаю свадьбы (аЭлеф Шломо Орех Хаим 93).

Участвовать в трапезе должны оба и жених и невеста. Но во время благословений необязательно, чтобы невеста слышала их, но все же считается идур мицва чтобы также она услышала шева брахот. (Шевет аЛеви том 8 симан 281).

Если читают не семь благословений, а только одно «Ашер Бара»: не используют два стакана, минимум нужно трое присутствующих, из которых двое ели хлеб, невесту приглашать не надо.

В случае если трапеза устроена для двух хатаним, брохи говорят для обоих один раз. Если же они хотят сказать брохи для каждой пары отдельно, пусть разделятся, если есть достаточно людей.
Если же молодожены в течение дней пира решили поехать в другой город, то, говоря в поезде (гостинице) биркат амазон, шева брахот не произносят. Так же следует поступать, в случае, если при приготовлении трапезы, участие в ней молодожен не предполагалось (т.е. она была приготовлена не для них). (Ковец тшувот том 1 симан 161).

Обычай, брать что-либо домой (кусочек хлеба или мезонот) с сеудат мицва, не касается свадебных трапез и трапез семи дней пира, т.к. есть мнения, которые запрещают брать даже что-нибудь из-за того, что потом это передадут тому, кто не был на свадьбе, т.к. сказано в Талмуде (Брахот 6:2): «Тот, кто наслаждается от свадебной трапезы и не веселит молодоженов – пренебрегает пятью голосами, которыми Вс-вышний благословил евреев (см. Ирмеяу 33:11)».

Для справки: Издание подготовлено (изучено, обработано и представлено) духовными и материальными силами всех учеников «Колеля ХаБаД Нахалас Леви» и публикуется в заслугу Велвела бен Алла и всей его семьи. Руководитель проекта – Михоэл Корогодский, который призывает читателей задавать свои вопросы, а также присылать отзывы и пожелания по телефону 093-664-63-73 или по адресу [email protected].