В Москве прошла торжественная церемония открытия Российского еврейского музея и Центра толерантности, расположенных в историческом здании Бахметьевских гаражей, являющихся памятником архитектуры эпохи конструктивизма (см. справку в конце текста).
«Агентство Еврейских Новостей» подробно рассказало о церемонии открытия: «Перед началом церемонии глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России, председатель Совета директоров Музея Борух Горин провел экскурсию по музею для представителей СМИ.
Он рассказал, что цель нового музея — визуализировать быт и культуру евреев, а также показать историю России через призму одного из ее народов.
Отличительной особенностью Еврейского музея является интерактивность. «Человек в этом музее – не просто посетитель, а часть экспозиции. Без него она просто не начнет работать», — отметил он.
Экспозиция начинается с 4D-кинотеатра, в котором демонстрируется фильм о событиях, изложенных в Танахе и доведенный до момента разрушения римлянами Второго Храма в 70 г.н.э.
Зал, посвященный рассеянию евреев имеет интерактивную карту, с помощью которой можно познакомиться с территориями, где поселились евреи.
В зале, посвященном штетлу, еврейскому местечку 18-19 вв. можно посидеть в штибле и послушать хасидские нигуним (напевы), погрузиться в мир хедера, и узнать, как объясняли маленьким ученикам фразы Торы, увидеть какими ремеслами занимались евреи (а при желании – выбрать ремесло для себя и получить на выходе из музея собственную фотографию в одежде «нужного» ремесленника), сесть за субботний стол в еврейской семье.
В зале, посвященном Одессе, как символу «еврейских городов» России посетители может сесть за столик типичного одесского кафе со знаменитыми деятелями еврейской культуры 19 века (историком Ш.Дубновым, мемуаристкой П.Венгеровой, писателем Шолом-Алейхемом) и, нажав на соответствующую клавишу, прослушать, что они говорят на те или иные темы.
В рамках зала, посвященного Второй мировой войне и Холокосту, существует Зал Памяти. В нем на стене раз в несколько секунд появляется имя.
Это может быть имя одного из погибших солдат Красной армии (более 10 миллионов) или кого-то из жертв Холокоста, чьи имена известны.
«Каждое имя будет появляться где-то раз в полгода. В Зале Памяти можно поставить свечу за кого-то из своих предков, погибших на войне, или просто за одного из погибших.
Посетители также могут найти своих родственников из числа погибших в базе данных или пополнить ее новым сведениями» — рассказал Б.Горин. Он подчеркнул, что в отличие от Западной Европы Холокост в СССР касался не только евреев, поскольку нацисты массово уничтожали и представителей других народов. Выступая на церемонии открытия Борух Горин выразил надежду, что Еврейский музей станет местом, которое «добавит уважения не только нашей общине, но и всей России».
Главный раввин России Берл Лазар в своем выступлении подчеркнул, что даже в самые тяжкие времена нужно верить в то, что в будущем будет лучше.
«Тридцать лет назад любой человек сказал бы, что здесь у евреев нет будущего. Но реальность доказала, что сила веры и духа может победить любую армию. И то, что мы гордимся, что мы – евреи, лучший показатель толерантности в современной России» — сказал главный раввин России.
Говоря о задачах музея, он вспомнил известное талмудическое выражение «Спасший одного человека – спасает целый мир».
«Чтобы изменить мир, нужно прийти на помощь друг другу. Во время Холокоста были Праведники народов мира, которые спасали евреев с риском для себя.
Спасая еврея, они спасали и его детей и внуков. Мои родители, присутствующие здесь, были спасены добрыми людьми, рисковавшими ради них. Поэтому мы хотим показать каждому, что от него зависит все в этом мире, и его деятельность может изменить ситуацию вокруг» — подчеркнул рав Лазар.
Главный раввин России также выразил особую благодарность президенту РФ Владимиру Путину за поддержку в создании Еврейского музея.
Он напомнил, как визит президента в 2000 г. на открытие Московского еврейского общинного центра, первый подобный визит в России, повысил уровень самооценки у сотен тысяч российских евреев, о том, что Владимир Путин поддерживает борьбу с антисемитизмом, реституцию синагог и т.д.
«У нас есть не только драматическое прошлое, но и позитивное настоящее и хорошее будущее», — заключил раввин Лазар.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров зачитал поздравительное послание президента РФ Владимира Путина. В нем говорилось: «Поздравляю с открытием Еврейского музея и центра толерантности, убежден, что это событие еще одно свидетельство особых отношений между нашими странами и народами, — говорится в послании. Крупнейший в мире музей истории еврейского народа во многом уникален и своеобразен. Его обширная богатейшая коллекция охватывает значимые эпохи и ключевые события – от библейского периода до современности. Огромное место в экспозиции музея занимают архивные документы, посвященные памяти жертв Второй мировой войны… И в России, и в Израиле берегут священную правду о войне. Мы должны четко понимать, что любые попытки пересмотреть вклад нашей страны в великую победу, отрицать Холокост – позорную страницу мировой истории – это не просто цинично и беспринципная ложь, это забвение уроков истории, которое может привести к повторению трагедии. Поэтому наш общий нравственный долг — защитить правду, отстоять честь, достоинство, доброе имя живых и павших. Убежден, что музей станет зримым воплощением идей межнационального диалога и согласия».
Сам С. Лавров выразил убеждение, что «музей станет традиционным местом проведения международных форумов и конференций, общения и плодотворных встреч, и что его работа будет способствовать продвижению ценностей и идеалов межнационального диалога и согласия, которые сегодня особо востребованы».
Министр также поблагодарил всех, кто оказывал поддержку в реализации этого проекта, «достойного высокого уровня российско-израильских отношений».
Президент Израиля в своей речи коснулся и музея, и «Великой России», и ближневосточных проблем, и Ирана, и переизбранного президента Барака Хусейна Обамы, и научного прогресса. Пресс-служба президента Израиля предоставила текст выступления Шимона Переса:
«Я приехал на это важнейшее мероприятие из Иерусалима по приглашению президента Путина. Это очень волнующий момент – для моего народа, для моей страны и лично для меня.
Мои родители родились в России. В нашем доме говорили на идиш, иврите и русском. Мама пела мне песни на русском.
А ее любимая песня была такая: «Только глянет над Москвою утро вешнее, золотятся помаленьку облака…»
Когда я вошел сюда, меня охватили воспоминания о детстве, и в сердце моем зазвучал голос матери.
Я приехал сюда, как президент государства еврейского народа.
Это древний народ, познавший и независимость, и ужасы преследования и уничтожения, подвергавшийся мукам на чужбине и возродившийся заново на родине.
Я приехал сюда, чтобы сказать вам и всему русскому народу – спасибо. Спасибо за тысячу лет гостеприимства. Тысячу лет существования, которые Великая Россия подарила моему небольшому народу.
Это благодарность древняя – возможно, уже седоволосая, но по-прежнему свежая и бодрая.
В нашей общей истории было много светлого, несмотря на тень погромов. Это исключительное явление, которое со стороны может показаться сказкой.
Россия, географически далекая от моей страны и по культуре так сильно отличающаяся от моего народа, позволила ему существовать и сохранить свою самобытность на своей земле.
Россия определила для евреев «черту оседлости», в рамках которой они могли жить общинной жизнью, создавать школы на иврите, ешивы, издавать книги и газеты на идиш и на иврите.
В 1804 году было утверждено Положение о евреях, которое признало евреев как народ и иудаизм как религию.
Многие из евреев родились, выросли и получили образование именно здесь. Большинство первопроходцев, основателей и строителей юного Государства Израиль, приехало туда из России.
И мы узнали, что слова «Великая Россия» означают «Великая душа».
Величие России не уступает величию ее души.
Уважаемые друзья, когда наш мир охватило величайшее безумие за всю историю человечества – безумие нацизма, именно русский народ сражался против нацистов с героизмом, подобного которому нет.
Около 30 миллионов советских граждан – немыслимое число – потеряли свои жизни. Они спасли мир от страшной участи.
Нацисты уничтожили треть нашего народа – 6 миллионов евреев, из них – примерно 1,5 миллиона детей. Они были расстреляны, задушены газом, сожжены заживо.
Героизм русского народа и его союзников нанес решающий удар по нацистам и принес избавление миру, человеку, еврейскому народу.
Уважаемые слушатели, сразу после переизбрания президент Путин прибыл с визитом в Израиль. Он открыл монумент, посвященный бойцам Красной армии.
Мы оба были сильно взволнованы во время минуты молчания. Мы почтили память бойцов, принесших победу своим народам и свободу всему миру.
В рядах Красной армии служили около 500 тысяч евреев. И около 200 тысяч из них пали в бою. А 160 772 еврейских солдата удостоились различных наград. В нашей молитве мы говорим:
Господи милосердный, обитающий высоко! Дай им обрести покой, уготованный под крылами Твоими на ступенях святых и чистых…
Дорогие друзья, этот музей – ярчайшая декларация принципов толерантности, терпимости к людям и их свободе.
Это смелое, выразительное историческое свидетельство величия человека, но также и его слабостей. Здесь мы видим, как человек расстается с прошлым и с надеждой идет в будущее.
Многое в нашей истории определялось нашим видением будущего: коммунисты хотели исправить этот мир, избавить его от угнетения, от сословных различий, от национальных войн. Многие евреи верили, что коммунизм положит конец антисемитизму.
Сионистское же движение стремилось изменить еврейский народ, освободить его от вечной зависимости от милости других народов, избавить его от статуса постоянной мишени для антисемитов.
Сионисты хотели вернуть евреев в историю как народ, возделывающий свою землю, защищающий свою страну, повышающий свой научный потенциал.
Несмотря на разногласия между этими двумя идеологиями, СССР поддержал образование Государства Израиль. Мы благодарны за это.
К дипломатическим, экономическим и научным связям между нашими народами добавились и уникальные культурные связи. Ведь русская культура, можно сказать, течет в жилах Израиля. А еврейская культура тесно переплетена с культурой России.
Нет в мире другого подобного музея – ведь и истории, подобной той, которую он отражает, больше нигде нет.
Поддержка президента Путина, его личный вклад в этот музей очень нас взволновали.
Я приехал сюда от имени Государства Израиль и еврейского народа, чтобы выразить признательность за создание этого музея. И за уникальные, сердечные отношения между нами.
Я также благодарю раввина Берла Лазара и раввина Александра Бороду за их помощь.
Уважаемые друзья, в Израиле проживает более миллиона русскоговорящих граждан.
А по всей территории бывшего СССР около миллиона человек молятся на иврите. Между этими двумя языками существует эмоциональная близость. В их основе – одно стремление: не допустить больше убийств. Сказать «Нет» расизму. «Нет» – политическому безумию. «Нет» – подрыву мира во всем мире.
Уважаемые друзья, Ближний Восток сейчас находится в переходном периоде.
Это переход от опасностей прошлого к новым возможностям будущего.
Ради продолжения своего существования Израиль принимает меры безопасности. А ради будущего – готовится к миру.
Мы будем беречь наш мир с Египтом и Иорданией как зеницу ока.
Мы также должны как можно скорее действовать, чтобы возобновить переговоры с палестинцами.
Основание для мира между нами существует: два национальных государства для двух народов на принципах мирного сосуществования.
Для обеих сторон это решение является приемлемым. И его поддерживает большинство государств мира.
Этот мир необходим и возможен.
Мы маленький народ. Но у нас большая мечта: построить образцовое государство и участвовать в совершенствовании нашего мира – ради мира без убийств, без страха, без бедности, без дискриминации.
Из своего маленького уголка мира мы смотрим на другие народы.
Мы верим, что за разногласиями между ними кроется общее желание – не дать теням прошлого вновь омрачить зарю, поднявшуюся над миром после войны, после Холокоста.
Эта заря тогда осветила мир для всех людей, вне зависимости от их расы, религии или национальности.
И после страшного кровопролития мы смогли объединиться и пресекать новые опасности в корне.
Старые мечи покрылись ржавчиной. Однако остались еще те, кто по-прежнему пытается размахивать ими. Правда, сейчас в их распоряжении современное оружие – оружие массового поражения. Они вновь угрожают всем людям и всем идеям, которые им не по нраву.
Именно поэтому они вкладывают столько денег в вооружение, несмотря на то, что оружие не принесет никому спасения.
Мы бы предпочли отдать эти ресурсы или хотя бы часть их тем, у кого ничего нет, – тем, кто еще не вошел в новый век, век науки. Ведь мы знаем, что наука способна вывести из бедности и способствовать процветанию.
Мы, евреи, не можем закрыть глаза на угрозу уничтожения, опять появившуюся в нашем мире.
Не только нам – никому нельзя закрывать глаза на заявления руководителей Ирана – отрицателей Холокоста, желающих осуществить новый Холокост.
Иранский народ нам не враг. Враждебность исходит от руководства Ирана, любящего власть и с пренебрежением относящегося к прогрессу.
Оно утверждает, что религия запрещает производство ядерного оружия, и в то же время разрабатывает ядерное оружие.
Оно утверждает, что стремится к свободе, и попирает права женщин. Оно утверждает, что является справедливым, и стреляет в демонстрантов. Говорит о мире и поощряет террор.
Граждане Ирана стремятся к свободе, но они порабощены манией величия своего руководства, ставящего Каинову печать на древней культуре. Бедность и угнетение, которым они подвергаются, – это не воля Бога, а следствие политики их лидеров.
Я не одинок в своем мнении. Я знаю, что такова и позиция России. Россия и в прошлом выполняла решающую роль в спасении мира. И сегодня ей предстоит во многом повлиять на то, как будет выглядеть завтрашний день.
Мы молимся о том, чтобы президент России Владимир Путин и вновь избранный президент США Барак Обама объединили усилия, чтобы положить конец террору и угрозам, чтобы освободить человечество от кровопролития и отчаяния. С возрастом и опытом я убедился, что то, что не видно глазу, иногда составляет истинную суть человека.
Господин президент, Россия сегодня, в век науки, знает, что уровень научного развития иногда значит больше, чем военная сила. Да и сила армии зависит от уровня науки. Науку нельзя завоевать. А она способна приносить победу без войн. За несколько десятков лет наука достигла большего, чем сельское хозяйство за тысячи лет. И, вероятно, в ближайшее десятилетие наука выйдет на новые, неизведанные просторы.
Человек способен создать искусственный мозг, но еще не знает, как действует его собственный мозг. Он чужд сам себе. Возможно, в течение ближайших десяти лет он поймет, как управлять своим мозгом, найдет верное понимание этого сложного механизма.
Уважаемые друзья, этот музей будет способствовать расширению диалога между двумя нашими народами, у которых столь богатое прошлое и столь сильная жажда создать лучшее будущее для всего человечества.
Мы учили экономику, чтобы понять то, что существует в действительности. Мы слушали пророков, чтобы понять, каковы наши, пусть пока несбыточные, желания.
Израиль – доказательство того, что пророчества иногда оказываются вернее, чем экономический расчет.
Предсказание одного человека – пророка Исайи – до сих пор актуально и по-прежнему является вызовом для всего человечества: «Перекуют мечи на орала и не будут более учиться воевать».
Исполнение этого пророчества зависит от нас. Я верю, что в каждом человеке есть провидческий дар, оказывающий не меньшее влияние, чем холодный расчет. Этот музей – лучшее тому доказательство.
Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода также поблагодарил Владимира Путина, который, по его словам «поверил в нас, поддержал и даже перевел свою зарплату в поддержку строительства».
Он также выразил благодарность спонсорам, поддержавшим строительство. Говоря о функциях музея, Александр Борода выразил уверенность, что он станет местом для общения всех национальных диаспор России, местом проведения совместных выставок и конференций.
«Мы предлагаем москвичам, россиянам – приходите в наш музей, и если хотите, Вы можете добавить что-то от себя», — сказал Александр Борода.
Он подчеркнул, что размах музея во многом вызван тем, что история российских евреев уникальна, напомнив, что к началу ХХ века на территории Российской империи жили две трети еврейского населения всего мира.
Президент ФЕОР выразил уверенность, что Еврейскому музею удастся сформировать свою коллекцию артефактов, архив и т.д.
Ранее сообщалось, что «Российский еврейский музей и Центр толерантности» крупнейший в мире еврейский музей и крупнейшая в Европе крытая выставочная площадка: площадь экспозиции 4 500 м², общая площадь 17 000 м². (Площадь музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» — 1800 м², с помещениями УИИХ «Ткума» — менее 3000 м²).
Для справки. Бахметьевский гараж — здание бывшего гаража на улице Образцова (бывшей Бахметьевской улице), владение 19 А, в Москве, построенное в 1927 году по проекту зодчих Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд».
Здание Бахметьевского гаража — памятник архитектуры советского авангарда; стоит в ряду оригинальных построек двадцатых годов XX века, отличается уникальной пространственной композицией и ярким художественным образом. Бахметьевский гараж — часть архитектурного комплекса Бахметьевского автобусного парка (позднее — 3-го автобусного парка ГУП «Мосгортранс»), в состав которого, помимо здания гаража, входят административный корпус и здание авторемонтных мастерских, также признанные объектами культурного наследия.
В 1999 году, после вывода с территории автобусного парка, поступило несколько новых предложений по использованию освободившегося участка. Здесь предлагалось разместить музей городского транспорта Москвы, Министерство культуры РФ и Российская академия художеств выступили с инициативой — разместить в Бахметьевском парке музей современного искусства, Мосгортранс предложил воздвигнуть на территории Бахметьевского автобусного парка 20-этажный элитный дом, а Московский еврейский общинный центр Хабад Любавич — создать общеобразовательную еврейскую школу, а сам гараж реконструировать под хасидский культурный центр. За последний вариант ратовала и синагога «Марьина Роща», расположенная неподалёку от автобусного парка. 9 января 2001 года земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, Постановлением Правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса за счёт собственных и привлекаемых средств общины. Выбор в пользу размещения на территории Бахметьевского парка еврейского центра был сделан лично Мэром Москвы Ю. М. Лужковым: «Когда ко мне пришли представители еврейской общины и попросили предоставить место для центра, я сразу увидел в их глазах желание сделать добро. Я дал согласие, но не ожидал, что результат будет таким быстрым».
В сентябре 2001 года Главное управление охраны памятников (ГУОП) г. Москвы направило экспертов с проверкой прочности металлоконструкций здания гаража. Экспертное заключение оказалось малоутешительным: элементы ферм изъедены коррозией, несущий каркас не имеет запаса прочности и со дня на день может обрушиться. Однако вместо разработки проекта реставрации гаража, еврейская община начала самовольный демонтаж уникальных шуховских ферм. У здания Бахметьевского гаража, являющегося охраняемым государством объектом культурного наследия, была полностью разобрана крыша с фонарями верхнего света, демонтированы 12 оригинальных пролётов металлических ферм (треть от общего количества), ликвидировано заполнение окон.
В конце того же года под влиянием общественности разборка здания гаража была приостановлена и к проекту реконструкции участка были привлечены архитектор А. Воронцов, архитектор-реставратор Г. Мудров, специалисты в области архитектуры XX века Е. Никулина и Ю. Волчок. По проекту архитектора Воронцова на охраняемой территории ансамбля Бахметьевского автобусного парка должны появиться новые архитектурные объёмы, а некоторые существующие здания должны быть реконструированы. Так, непосредственно в здании гаража намечалось разместить экспозиции, посвящённые истории еврейства в России, спортивные залы и плавательный бассейн. Часть стен предполагалось снести с последующим «реставрационным восстановлением», а под зданием гаража должна была разместиться подземная парковка на 275 машин, а также технические и вспомогательные помещения культурно-спортивного центра. В здании административного корпуса должна разместиться общеобразовательная школа, соединённая единым подземным пространством со зданием Бахметьевского гаража.
Проект реконструкции территории Бахметьевского автобусного парка несколько раз претерпевал изменения и работы проводились, в основном, по реставрации здания Бахметьевского гаража и авторемонтных мастерских. Над внутренним пространством гаража работало архитектурное бюро Юрия Григоряна «Меганом», а на завершающем этапе к приспособлению интерьера здания под выставочное пространство был привлечён лондонский архитектор канадского происхождения Джейми Фоберт (Jamie Fobert), известный дизайном выставок для галерей Тейт и Тейт Модерн. К середине 2008 года реставрация гаража была в целом завершена: восстановлены утраченные металлоконструкции, по архивным фотографиям и чертежам К. Мельникова воссоздан главный фасад здания с крупными надписями над въездными порталами. (При этом в источниках встречаются и критические замечания и заявления о том, что при реставрации были допущены очевидные ошибки, искажающие образ архитектурного памятника, реставрированные фасады несут на себе явные черты «евроремонта»: яркие цвета окраски, пластиковые окна, нарушающие первоначальный рисунок оконных переплётов).
17 октября 2007 года на территории Бахметьевского автобусного парка состоялось открытие первого в России многофункционального благотворительного центра «Шаарей цедек» («Врата милосердия»), в церемонии открытия которого приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков, председатель Федерации еврейских общин России, главный раввин России Берл Лазар, певец и политик Иосиф Кобзон. Генеральным спонсором благотворительного центра выступил предприниматель Роман Абрамович. На территории парка и в реконструированном здании авторемонтных мастерских, также являющихся памятником архитектуры, было отведено место для различных еврейских структур ФЕОР (московская еврейская школа «Месивта», московская еврейская духовная семинария «Ешива Томхей Тмимим», московская еврейская служба занятости «Аводат Хесед», еврейский медицинский центр и благотворительная столовая).
12 июня 2008 года в здании Бахметьевского гаража состоялась презентация Центра современной культуры «Гараж» в Москве (The Centre for Contemporary Culture Moscow, или CCC Moscow Garage), открытого подругой миллиардера Романа Абрамовича Дарьей Жуковой, которую пресса нередко представляет «спасительницей» Бахметьевского гаража. Церемонию открытия «Гаража» посетили знаменитый американский художник Джефф Кунс, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, галлеристы Айдан Салахова, Василий Церетели, Ольга Свиблова, предприниматели Роман Абрамович, Александр Мамут, Михаил Фридман, Виктор Пинчук, многочисленные деятели арт-рынка и светские лица. Гостям была продемонстрирована экспозиция, специально для мероприятия подготовленная архитектором Юрием Аввакумовым, в которую вошли фотографии А. Родченко, британского мастера фотографии Ричарда Пэйра, архивные чертежи и планы здания Бахметьевского гаража, кинохроника 1920-х годов. На открытии Центра дала свой первый и единственный в России концерт английская певица Эми Уайнхаус.
По мнению авторов проекта, существование в рамках еврейского музея сменных экспозиций современного искусства не противоречит общей специализации комплекса, поскольку «на 10 художников-авангардистов, и не только российских, приходится как минимум 7 евреев». Однако, 20 декабря 2011 года Центр современной культуры «Гараж» здание Бахмтьевского гаража покинул, чтобы перебраться в ЦПКиО им. Горького.





























