Киевское издательство «Laurus» и журнал «Радуга», который считается старейшим «толстым журналом», издаваемым в Украине, подготовили уникальный путеводитель по столице – сборник «Поэтический атлас Киева». В книгу помещены стихи и отрывки из произведений более ста поэтов XI — XХІ веков, которые посвятили толику своего творчества – и зачастую немалую – Киеву, его истории, памятным местам, иногда всему городу, иногда его части – району, улице или даже дому.
В «Поэтическом атласе» образ Киева переменчив и неоднозначен – то это княжий град, то растущий мегаполис; вот здесь он величественный и гордый, а через несколько страниц – суетный и беспокойный. Киев летний и зимний, спящий и бодрствующий, город глазами юноши и старика, заезжего гостя и местного жителя. Киев многонациональный – хотя вот тут и начинаются вопросы. Слишком мало украинского или еврейского есть в этой поэтической топографии. Упоминаются в «Поэтическом атласе» Евбаз (хотя и опровергается, что он еврейский), синагога (откуда идет раввин), Бабий Яр, а еще тихо рыдающая еврейская скрипочка, дядя Боря по фамилии Ферштейн, и «выходившие из подвала» Марик и Моня. На этом Егупец как-то заканчивается. С украинским Киевом тоже не очень. Может Культур-лига, как и украинские поэты, совсем-совсем не написали ни строчки о Киеве?
А может это оттого, что сборник открыто позиционируется как взгляд «русских поэтов»? И поэтому «Павло Тычина» в нем только теплоход. В название атласа слово «русский» не указано, хотя в предисловии написано, что «основой для книги … стала антология «Сто русских поэтов о Киеве», выпущенная журналом «Радуга» в 2001 году, идейным вдохновителем которой был Риталий Заславский – поэт, переводчик, литературовед, выбравший ориентиром для этой антологии именно киевскую топонимику — как древнюю, так и новую». Допустим, что основой были те «100 русских поэтов», но ведь Атлас же не обязан ограничивать себя таковыми. Очень не хочется думать, что создатели пытались стихотворными строками подкрепить имперскую «легенду о «русском мiре» и якобы «русскости» Киева.
Кстати, посмотрев на последние страницы издания, становится ясно, что хотя в «Поэтическом атласе» трудно отыскать еврейские места, (которых в реальности в Киеве не то что немало, а, прямо скажем, много), то вот евреи есть, и в значительном количестве, но только вот не в текстах, а в списке их авторов. Среди поэтических талантов, вдохновленных Киевом, — Бенедикт Лифшиц, Лев Озеров, Зельман Кац, Илья Эренбург, Юнна Мориц, Роман Левин и многие-многие другие, в биографиях которых продолжает указываться — русский или советский деятель культуры, несмотря на то, что на постсоветских просторах евреям, кажется, теперь уже можно и поэтами быть. (Вопрос языка творчества тут не стоит – ведь не писал же Наум Коржавин или Юрий Каплан на «советском» языке.
И если принять, что все они, хоть и писали по-русски или жили в СССР, но все же были евреями, то вполне можно создать еще один сборник с названием, например, «Киев в русских стихах еврейских поэтов»).
Издатели книги сами определили для себя временные рамки создания произведений, помещаемых в «Поэтический атлас» — XIX-XХ века, но оказалось, что сборник начинается отрывками из трех былин, о времени создания которых, конечно, идут споры, но большинство считает что это случилось до XIV века, а заканчивается «Атлас» творениями и вовсе современных авторов, продолжающих стихослогать и сегодня.
Книга создавалась по хронологическому принципу, но, так как неудобно строить сборник по датам написания стихотворений (тем более, что известны из них далеко не все), то в хронологическом порядке расположены сами поэты – после былин следуют произведения великих Пушкина и Тютчева, а далее – творчество представителей модернистских литературных течений первой половины XХ века — Волошина, Брюсова, Маяковского, Гумилева, Хлебникова, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака и других знаковых поэтов. В завершении помещены современники, написавшие про Киев, причем составители не взяли на себя труд оценивать качество поэзии – и рядом с творениями великими, и даже просто хорошими, размещены откровенно графоманские вирши.
Каждое стихотворение в сборнике привязано к конкретному месту — большинство из поэтов посвящали строки не цельному образу Киева, а тому особому, памятному и символичному для них киевскому району, исторической местности, улице, площади или институту, театру, парку. В примечаниях к сборнику указаны все упомянутые в «Поэтическом атласе» названия, а также в нескольких строках рассказывается история и значение того или иного места.
«Свое поэтическое видение, свой творческий след оставляли Городу многие стихотворцы. Да и сам Город во многом влиял на поэтов, художников, музыкантов, – сообщили издатели в предисловии к сборнику, — Здесь они влюблялись и страдали, радовались и были счастливы, вписывая названия киевских топонимов в строчки и полотна. И тогда сами улицы, холмы, храмы немыслимым образом преображались, превращались в неповторимый декор, диковинные изгибы судеб».
Хотелось бы обратить внимание, что иллюстративный материал состоит из работ о любимом городе многих художников – живых и ушедших. В книге представлены работы более тридцати художников, это преимущественно графика и линогравюры. В примечаниях также значатся имена их создателей и список названий выполненных ими работ – но особо издатели выделяют Виталия Митченко, который осуществил основную часть художественного оформления «Поэтического атласа Киева».
Все недостатки искупаются главным – «Поэтический атлас» дает нам возможность увидеть любимый город по новому, пройтись по его улицам, читая себя и своим близким стихотворные строки. Может быть, это даст дополнительный шанс, пусть и малый, спасти хоть что-то от уничтожения прагматичными манкуртами.
И еще – может это издание даст нам пример, и будет создан «Поэтический атлас Екатеринослава-Днепропетровска». Наш город достоин его не меньше чем Киев. Тем более, что мы не забудем про всех, кто писал о нас – на каком бы языке это не было и к какому «миру» автор себя не относил, не правда ли? И, проходя по улице Шолом-Алейхема, мы будем тихонько, про себя, шептать: «Золотая Роза – это синагога..».