Помнить и знать – в селе Красино свято берегут память о жертвах Холокоста

Помнить и знать – в селе Красино свято берегут память о жертвах Холокоста
Делегация еврейской общины Днепропетровска посетила село Красино, что в Криворожском районе Днепропетровской области, где ученики местной школы под руководством своего учителя украинского языка Клавдии Николаевны Мешковой уже десять лет занимаются поиском тех, кто во времена Холокоста были уничтожен гитлеровскими солдатами на территории Красина и соседних сел. Поездка была организованна Объединением Иудейских Религиозных общин Днепропетровского региона, которое представляла Эстер Тахтерина.
 
Традиционно днепропетровских евреев встречали очень тепло – караваем, как, по украинскому обычаю, принято встречать самых дорогих и уважаемых гостей.
 
Для участников делегации, в которую входили члены Совета ветеранов-евреев Соломон Флакс, Семен Фридман, Давид Разу, Владимир Роговой, волонтеры и активисты «Хеседа Менахем», возглавляемые Дорой Теплицкой, представитель Украинского института изучения Холокоста «Ткума» Сергей Панурко, ученицы еврейской школы Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» им. Леви-Ицхака Шнеерсона и Днепропетровского финансово-экономического лицея, была проведена экскурсия по Красинской школе, где они увидели удивительные «живые памятники», посвященные трагическим страницам истории ХХ века.
 
Ученики, переодетые в костюмы фашистов, солдат Красной Армии и мирных жителей, безмолвно и статично изображали отдельные эпизоды, которые произошли с их земляками во времена II Мировой Войны. Первая сцена – немецкий солдат держит на прицеле двух женщин, далее – три красноармейца стреляют в воздух, а рядом с  ними лежит погибший от ран советский воин, затем были сцены Холокоста, зверств гитлеровцев, героической борьбы украинцев за свободу своей Родины. Клавдия Николаевна рассказала присутствующим об истории, которую иллюстрирует каждый «живой памятник»: вот через мгновение фашист расстреляет двух еврейских женщин, сошедших с ума от того, что их детей растерзали враги прямо на их глазах, следующая сцена – это советские солдаты отдают честь брату по оружию, который только что ценой своей жизни совершил подвиг. «Живые памятники» показывают, что происходило в созданных немцами «рабочих» лагерях, истории о том, как одна из жителей Красина спасала жизнь еврейскому ребенку, как нацист безжалостно расстрелял женщину и солдата, которого она выходила после тяжелого ранения. Эти «живые» картины или фотографии – идея самой Клавдии Николаевны, и за основу каждой из них берется реальные истории, происходившие в 1940-х годах с жителями бывшего Сталиндорфского еврейского национального района, в который входило и село Красино, и сохранившиеся в памяти местных старожилов.
 
Кроме того, участникам экспедиции провели небольшие экскурсии в двух школьных музеях. В музее народоведения «Прабабусина світлиця» представлены элементы украинского интерьера – рушники, предметы быта и даже мебель, которые показывают, как была обставлена традиционная сельская хата. В «Музее боевой славы» не профессиональные, но уже опытные экскурсоводы-школьники, рассказали гостям о знаковых датах в истории развития села Красино, о судьбе местных героев. Здесь представлены исторические документы, принадлежащие местным жителям, артефакты времен II Мировой Войны, а кроме того, есть отдельный стенд, посвященный красинским евреям.
 
По словам Клавдии Николаевны, в Красино, которое возникло в 1924 году на территории Сталиндорфского района, до войны проживало более двух тысяч евреев, а с приходом на эти земли фашистов здесь находилось два гетто – взрослое и детское. Расстреливали еврейское население в балке за Красинским водохранилищем, и до сих пор неизвестно точное количество людей, захороненных там. В Красинской школе действует поисковый клуб «Подвиг», которым и руководит Клавдия Мешкова: она и ее ученики на сегодняшний день установили, что от фашистских пуль погибло 752 еврея – жителей сел Красино, Дубовое, Крылово (ныне Суворовское), Ново-Житомир, Ларино, Каменка (или Каменское), Эмес, Излучистое и других. На памятнике, установленном на братской могиле, указаны вовсе другие цифры — 540 советских граждан (слова «евреи» на монументе нет — он был воздвигнут в 1968 году).
 
К этому монументу делегация еврейской общины возложила, как принято у евреев, камни, как символ крепости памяти, а Владимир Роговой прочитал поминальную молитву. По просьбе делегатов, Клавдия Николаевна показала им место расстрелов – оно находится за тем самым Красинским водохранилищем, берега которого – всего в нескольких десятках метров от братской могилы, и рассказала о том, что известно о трагических событиях, связанных с этим местом.
 
«Под этим монументом покоятся те, чьи тела нашли уже после создания памятника, останки перезахоронили, — говорит Клавдия Николаевна, — Например, это 63 тела евреев – жителей соседнего села Ларино. Трупы тех, кого фашисты расстреляли в селе Эмес, что тоже неподалеку, сразу после экзекуции перевезли в Вольное, где их штабелями складывали в силосных ямах. А уж потом эти останки перезахоронили на центральном кладбище села Веселое».
 
На линейке, где собрались ученики Красинской школы, выступила Эстер Тахтерина, искренне поблагодарившая жителей Красино, которые отдают дань памяти своим односельчанам, и лично Клавдию Мешкову, совершающую великое дело: она прививает молодому поколению чувство гордости за своих предков, привлекая их к поисково-исследовательской работе по истории родного края. Председатель Совета евреев-ветеранов Соломон Киселевич Флакс подарил школе трилогию Александра Сизоненко «Советский солдат», а Дора Теплицкая – альманах «Сталиндорф». Представитель «Ткумы» Сергей Понурко передал в школьную библиотеку 16 экземпляров учебника по всемирной истории для 11-го класса, автором которого является директор «Ткумы» доктор Игорь Щупак.
 
Выступили и активисты Совета евреев-ветеранов, признанные таланты «Хеседа Менахема» — поэт Семен Семенович Фридман прочитал несколько своих стихотворений на военную тематику, а певец и композитор Владимир Абрамович Роговой исполнил  две песни – «Ботанический сад», о расстреле евреев в Днепропетровске, и «Балладу о матери», посвященную двум женщинам — родной матери-еврейке, которую убили фашисты, и той, которая приютила в свою семью и воспитала как родного сына мальчика, оставшегося сиротой (аккомпанировал ему на баяне учитель музыки Красинской школы).
 
Для некоторых участников делегации – двух учениц Финансово-экономического лицея – поездка в Красино стала познавательной экскурсией, результаты которой будут одним из аспектов исследовательского проекта по истории Холокоста, над которым сейчас работает одна из девушек – десятиклассница Аня Яценко.
 
Стоит заметить, что Красино, благодаря тому, что его жители бережно сохраняют память об истории своей земли, давно стало местом, которое посещают с экскурсиями не только различные украинские организации, занимающиеся темой Холокоста в Украине, такие как «Ткума», но и зарубежные делегации. Так, Клавдия Мешкова рассказала нашему сайту о том, что к ним приезжали и французский раввин, и ученый из Сорбонны, и представители израильских научных институций, которые планировали снимать документальный фильм о селе Красино и о том, что здесь происходило с еврейским населением во времена II Мировой войны. Днепропетровская еврейская община, в рамках проводимой ею работы по увековечиванию памяти жертв гитлеровского террора, также не один раз отправляла своих исследователей в Красино.
 
Разумеется, прежде чем проводить днепропетровскую делегацию, красинцы предложили в память о безвинных жертвах и для поднятия их душ, выпить «фронтовые сто грамм» и разделить с ними трапезу.