Презентована книга «Еврейские адреса Киева»

В Киеве прошла презентация первого подробного путеводителя по еврейскому Киеву, который был выпущен в свет издательством «Дух и Литера» и автором которого является Михаил Кальницкий. На презентации побывал Артем Казаков, текст которого, написанный для ресурса Polit.ua, мы представляем читателям нашего сайта.
 
«В зале Дома ученых собрались киевляне, для которых судьба родного города значит очень много. Потому автору, презентовавшему свою книгу, можно было предполагать наличие у слушателей определенной суммы знаний – если не о евреях, то о Киеве. Скажем, отсылка к небоскребу Гинсбурга была «скушана» залом без проблем – все, в общем, знают, где находился этот дом и какая история произошла с советским разведчиком Иваном Кудрей, у которого там была явочная квартира.
 
Потому лекция Михаила Кальницкого была очень продуктивной – зрители услышали много и интересной исторической информации, и занимательных баек.
 
Автор, представляя результат многолетнего труда, рассказал, что книга «Еврейские адреса Киева» состоит из двух частей: исторического очерка о том, как складывались судьбы еврейского народа в Киеве, и части, связанной с конкретными еврейскими местами. Кальницкий особо отметил, что есть разница между путеводителем и монографией, в последнем случае она бы требовала большего количества ссылок, критического освоения корпуса литературы, и прочего, и прочего. В частности, отметил автор, не существует общепризнанных версий по вопросу истории евреев в Киеве добатыйских времен. Возникают вопросы: почему автор не рассмотрел такие-то или сякие-то публикации, скажем, о хазарах? Кальницкий специально отметил, что принимал традиционные взгляды на эту, давнюю, историю, что вполне логично для путеводителя.
 
В ходе лекции слушатели узнали, например, что в 1840-50-х годах в Киеве, где жить евреям на постоянной основе не разрешалось, все же существовало 5 молитвенных домов для солдат-кантонистов, в которых, конечно, молились и гражданские евреи. А при Николае Втором число евреев в Киеве достигло 10% от всего населения, и период с 1860 до 1917 годов является самым богатым во всех отношениях в еврейской истории города.
 
Были и отсылки к современной политической ситуации. История о том, как царская юстиция вынесла оправдательный приговор Бейлису – это пример того, как присяжные вынесли не тот вердикт, которого от них хотели власти. Конечно, — отметил автор, — это не то, что сейчас.
С делом Бейлиса связана и другая история: про табличку на могиле мальчика Андрея Ющинского, в смерти которого пытались обвинить евреев – в 1990-х на могиле появилась табличка с текстом кроваваго навета, через некоторое время ее сняли, но теперь (и в этом может убедиться каждый, прийдя на Лукьяновское кладбище) на могиле лежит плита с цитатой из решения суда в той части, где утверждается, что этот мальчик был «умучен жидами». Трудно соотнести этот факт со вторым десятилетием XXI века, но – тоже ведь в некотором смысле «еврейский адрес»…
 
Число синагог дореволюционного Киева определить трудно, но, в любом случае, их было значительно больше, чем это было указано в справочниках тех времен. Их было «кільканадцять». Скажем, заявлений на регистрацию от киевских еврейских общин в первые годы советской власти было подано аж 90.
 
Говоря о непосредственных трудностях исследований еврейских адресов, автор отметил, что одна из основных – определение еврейского здания в случае, например, усадеб, когда по данному адресу находятся несколько зданий, и исследователям предстоит определить, какое же из них действительно принадлежало общине. С другой стороны, архивы жандармского и охранного отделений дают многочисленные данные о евреях. В частности, есть прекрасный доклад о неделе жизни Шолом-Алейхема с точки з