Вывести преподавание иврита в Днепропетровске на такой уровень, чтобы знания выпускников еврейской школы Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» им. Леви-Ицхака Шнеерсона № 144 соответствовали, по крайней мере, уровню «Бет» (второму из шести уровней по университетской программе) – такую цель ставит директор проекта «ALE» Евгений Марьянчик.
Об этом он сообщил, подводя итоги своего визита в Днепропетровск и знакомства с положением дел в еврейской школе. Хотя, говоря об этом, он особо подчеркнул, что добиться этой цели непросто, и ее достижение потребует не один год при активной поддержке как со стороны администрации школы, так и руководства еврейской общины.
Директор проекта «ALE», профессор Евгений Марьянчик является специалистом в области преподавания иврита, как школьного, так и вузовского предмета, а также в ульпанах на постсоветском пространстве. (Ниже мы приведем полный текст его концептуальной статьи «Преподавание иврита на постсоветском пространстве: взгляд изнутри».) В ходе своего визита в Днепропетровск Евгений Марьянчик встретился с Главным раввином Днепропетровска и Днепропетровского региона Шмуэлем Каминецким, с руководством еврейской школы, обсуждая с ними проблемы и перспективы реализации проекта «ALE». Анна Дацковская-Степаненко, региональный координатор проекта «ALE», заведующая кафедрой иврита в еврейской школе, рассказала нашему сайту: «Лежащая в основе проекта «ALE» программа «NETA» разработана ведущими специалистами Еврейского университета в Иерусалиме. Эта программа помогает организовать преподавание в VI-XI классах в рамках непрерывного курса, обеспечивая преемственность знаний ученика из класса в класс, делая иврит полноценной учебной дисциплиной. Разумеется, для успеха этой программы школой должны быть созданы определенные условия, и именно это обсуждал Евгений Марьянчик во время визита в Днепропетровск».
Иврит является профильным предметом для нашей еврейской школы, официальное название которой «школа с углубленным изучением иврита, еврейской истории и традиции», в младших классах школы уже успешно реализуется проект «TaL AM», сочетающий изучение иврита и еврейских традиций как единое целое. Проект же «ALE» рассчитан на средние и старшие классы и ставит своей задачей углубленное изучение иврита как иностранного языка. В рамках этого проекта действует также система подготовки и профессионального сопровождения учителей сертифицированными кураторами.
«Чтобы преподавание иврита было успешным, нужно несколько условий, – продолжает Анна Дацковская-Степаненко, которая завершает в следующем году курс для кураторов проекта в США, – во-первых, достаточное количество учебного времени в течение всего учебного года; во-вторых, серьезное отношение к этому предмету как к одному из основополагающих – и со стороны администрации школы, и со стороны родителей; ну а в-третьих, высокая квалификация учителей, программа, методические и учебные пособия, аудио и видеокурсы, возможность постоянной методической помощи. Обеспечение «в-третьих» берет на себя проект «ALE», а что касается первых двух – это прерогатива еврейской школы и общины. Разумеется, здесь очень важно дружеское, творческое сотрудничество, поиск правильных и взвешенных решений. Приведу пример – руководство проекта «ALE» считает, что для оптимального изучения иврита желательно пять учебных часов в неделю, однако на основе понимания всего комплекса задач, стоящих перед еврейской школой, было достигнуто соглашение о том, что иврит будет преподаваться три часа в неделю – это тот минимум, который все же позволяет рассчитывать на приемлемый результат. Теперь крайне важно, чтобы этот минимум был реально обеспечен, чтобы обучение не прерывалось, было постоянным и интенсивным, чтобы учеб