Наш сайт сообщал о встречах и фарбренгенах с раввином из Торонто (Антария, Канада), господином Йосефом Зальцманом, которые прошли в рамках программы «Гость на Рош Ходеш». Как сообщил нашему сайту координатор программы Аарон Ткач, он планирует организовывать такие мероприятия с гостями из разных стран каждый месяц.
Пересказывать содержание настоящего хасидского фарбренгена крайне сложно, ибо он многопланен и многогранен, и кроме когнитивной составляющей не менее, если не более важны его духовные, эмоциональные и энергетические слои. Однако впечатления участников могут быть предметом описания, они могут дать нам почувствовать весь объем.
Господин Ицхак Мальцев написал нам небольшой текст, в котором он попытался передать то главное, что он воспринял на фарбренгенах с раввином Залцьманом. Это, безусловно, не репортаж и, безусловно, не претендует на полноту и исчерпывающее представление нарратива и всех важных моментов события даже в пересказе. Но этот фрагмент, этот взгляд, этот кусочек смальты, может дать нам представление обо всей мозаике.
Мы – как дети, выросшие вдали от своего отца
Ицхак Мальцев
Все, что нас окружает, с чем мы сталкиваемся, то, с какими людьми встречаемся, не случайно. Во всем, происходящем в нашем мире присутствует Б-жественное Провидение, ашгаха пратит. Вс-вышний, сотворив мир, ни на минуту не оставляет его без Своего внимания. И если мы будем внимательны, мы сможем замечать взаимосвязь явлений и событий, окружающих нас, имеющих к нам отношение.
В рош ходеш месяца нисан в нашей общине прошли хасидские фарбренгены. Наш гость – это раввин русскоязычной еврейской общины города Торонто реб Йосеф Ицхак Зальцман. Тема проведенных встреч – Ребе и наша связь с ним. Изюминка состоит в том, что размышление о главе поколения собравшиеся слушали из уст человека, который знал Ребе лично, был на его фарбренгенах, то есть все — вживую и непосредственно.
Это, как о своем отце будет рассказывать нам его сын, получивший непосредственный контакт со своим папой. И конечно, это будет живая и тонкая связь, понимание о том, кто такой папа будет не понаслышке и не книжное.
Многие из нас (да, в общем-то, большинство), знает о Ребе по его трудам – так, его беседы на темы недельных глав по-новому открывают нам волшебный мир Торы. Но, к сожалению, мы не смогли получить энергию так прямо и личностно. Мы – как дети, выросшие вдали от своего отца. Мы пытаемся к нему пробиться – нам оставлено огромное наследие, Тора Ребе (тома книг с комментариями, разъяснениями и открытиями в Торе). Но все же, мы не видели Ребе лично, не ощутили на себе его пристальный взгляд, его тепло, его энергию.
Барух Ашем, есть люди, которые компенсируют нам нехватку этого живого контакта. В этом и значение нашего нового знакомства. Встреча с посланником Любавического Ребе из Канады реб Йосефом Ицхаком Зальцманом как следует встряхнула всех, имевших счастье попасть на его фарбренгены.
Наш раввин Шмуэль Каминецкий так представил необычного гостя: «Это такой человек, который, даже если он будет здесь просто сидеть, и ничего при этом не будет говорить — это уже для нас большая удача». Но, как вы догадываетесь, нам повезло вдвойне – мы не только видели, но слышали.
Собравшиеся своими глазами увидели живую легенду Любавического движения. Реб Йосеф Ицхак родился и до пятнадцати лет жил в той же стране, где начали свой жизненный путь многие из нас (кто помоложе, может спросить о тех временах у своих родителей). Только вот, даже для нас, отношение к жизни, проходившей в далекой от ценностей Торы советской стране, мальчика из семьи, сохранившей традиционный уклад, существенно отличается от стандартной, привычной и, казалось, единственно возможной формы жизни «осоветизированного еврея».
Мало того, что маленький Йосеф Ицхак не носил ни октябрятской звездочки, ни пионерского галстука, мальчик вообще не был в советской школе ни одного дня в своей жизни. Как он сказал: «Я находился «под домашним арестом» десять месяцев в году». Его родители, верующие евреи, придерживались четкой позиции, что мальчик должен получить истинные знания. Поэтому Йосеф Ицхак вместе с другими ребятами, усердно учили Тору в домашней иешиве. Школьную же программу с ним проходила дома его мама – в случае, если, не дай Б-г, «накроют», может будет «чем крыть».
В течение учебного года, когда все его сверстники посещали школу, ему было небезопасно светиться перед окружающими – не ровен час «настучат», и тогда детей безжалостно могли бы оторвать от родителей. Лишение родительских прав – вот что ожидало семью в подобных случаях. И это еще не единственная проблема … А пара месяцев школьных каникул давала некоторую разрядку – тут под шумок можно было и на улицу выглянуть.
Позже, уже за пределами Советского Союза, его спрашивали, в какой иешиве он учился («Как называется? Покажи фотографию»)… Ну, вы понимаете нелепость подобных вопросов, учитывая особую специфику того тяжелого времени.
Однажды, когда ребята сидели у них дома и учили Гемору, в комнату вошла бабушка Йосефа Ицхака. Все дети быстро попрятали книги – кто под стол, кто куда. Бабушка удивилась: «Вы что, ребята?». У нее дома муж тоже держал свою подпольную иешиву. Но об этой, в доме ее сына, ей специально никто ничего не рассказывал… Так она не спала только полночи – в беспокойстве за мужа, вдруг «не дай Б-г кто о чем проболтается». Так что ж, ей не спать целую ночь, добавляя переживания за судьбу сына?
Вот так тогда учили Тору. Мы можем сейчас только радоваться тем возможностям, которые есть у нас и которые мы не всегда должным образом ценим. «Военные» времена прошли – мы и расслабились. Ну что ж, встреча с прошлым может подтолкнуть нас к правильным размышлениям.
Все свое детство Йосеф Ицхак жил, соблюдая еврейские обычаи. Тора и мицвот никогда не пропадали из его жизни. Только тогда для этого необходимо было еще наличие силы духа, стойкости и мужества. И еще постоянное соблюдение предосторожностей. Так, например, заповедь цицит выполнялась тайно – кисти заправлялись в брюки.
Когда семья уже была в воздухе, десять тысяч над землей и вдалеке от Советского Союза, Йосеф Ицхак спросил папу: «Мы еще в СССР?». Отец ответил: «Теперь уже нет, сынок». Тогда, чтобы отпраздновать это радостное событие, они освободили свои кисти цицит – «заключение» закончилось. Теперь свободны и кисти, и люди.
Прошли годы. Мальчик вырос. Стал настоящим хасидом Ребе. Свои знания, свое отношение к Торе, к Ребе он передает тысячам людей. Как вы думаете, какое количество поздравлений с днем рождения ежегодно отправляет раввин Йосеф Ицхак Зальцман? Пятьдесят тысяч. Это штрих к размаху его деятельности.
Между прочим, трехчасовой фарбренген в этот день, 1 нисана, реб Йосеф Ицхак провел стоя, ни разу не присев. Такое прекрасное сочетание его серьезного возраста и юношеской энергии обусловлено хасидской закалкой и поддержкой Ребе. Прилепись к праведнику, и ты получишь Тору. А значит, получишь жизнь.
Символична наша встреча в рош ходеш месяца нисан с этим замечательным, человеком. Цельность и сила духа, которую мы увидели в нем, пусть воодушевят нас на изменение наших личных качеств. Ведь впереди Песах – встретим его свободными людьми!