Программа «Спасение Свитков Торы» обращается к евреям с призывом о помощи!

Программа «Спасения Свитков Торы», основанная в 2005 году Национальным Сойферским Центром, обращается к евреям Днепропетровска и других городов с призывом помочь восстановлению трех исторических Свитков, которых с нетерпением ждут еврейские общины не только в Украине, но и Европы.

«Сейчас на различных этапах реставрации находится три Свитка Торы, — рассказывает раввин Реувен Марголин, главный сойфер Национального Сойферского Центра, — один восстановлен на 50%, другой на 30%, а реставрация третьего только начата, сделано около 10% необходимой работы. Мы бы очень хотели закончить хотя бы один из Свитков к началу сентября и передать его еврейской общине города Потсдам до Рош А Шана, чтобы евреи в этом городе встретили праздник как положено».

 Восстановление Торы огромная мицва, Главный раввин Днепропетровска и Днепропетровского региона Шмуэль Каминецкий сравнил ее с воскрешением мертвых, ибо евреи знают, что у кошерного Свитка есть душа и он может даже быть «десятым» при нехватке одного человека в миньяне. Однако процесс реставрации трудный, длительный и дорогостоящий, хотя и обходится намного дешевле, чем написание новой Торы.

Реувен Марголин надеется, что найдутся те, кто возьмет на себя мивцу возродить Торы, воскресить их, кто даст возможность обрести эти Свитки тем общинам, которые в них отчаянно нуждаются. «Это огромное дело и гигантская заслуга, — говорит он, — ведь каждая буква в Торе – это целый мир подобный человеческой жизни и, спасая один Свиток, восстанавливая его кошерность, мы как бы возвращаем 365 000 душ к жизни и это зачитывается в заслугу именно тому, кто оплатил восстановление Свитка. Спешите делать такую великую мицву!»

Напомним читателям нашего сайта в общих чертах как проходит сложная и ответственная процедура реставрации свитка. Вначале один из сойферов Центра проводит первичную органолептическую экспертизу Свитка, отмечая в особом формуляре все его дефекты, затем за дело берется сам Главный сойфер: «Прежде всего, важно исследовать запах Свитка или, как это называется в научной терминологии, провести хеморецепцию — говорит раввин Реувен Марголин, — ведь по запаху можно многое узнать об условиях его хранения и внутренних дефектах пергамента. Если запах сырой и болотистый надо, прежде всего, просушить Свиток, но сделать это так, чтобы не повредить окончательно структуру кожи и не сделать Свиток непригодным для восстановления.
 
Свитки Торы должны храниться вертикально, с соблюдением особых условий. Вот почему мы категорически против хранения Тор в архивах и музеях, они там не умеют их правильно хранить, Свитки разрушаются и приходят в негодность. Свиток Торы следует высушивать в специальном вытяжном шкафу при особой температуре, не сильно скрученным, но и не расправленным, в вертикальном положении, только этот, не самый сложный процесс занимает несколько месяцев».
Затем наступает черед грунтовки поверхности специальным составом. Много веков в состав грунтовки входила известь или мука, ее секрет хранился сойферами в тайне, сейчас применяются современные высокотехнологические составы, позволяющие добиться лучшего результата и качественно подготовить верхний слой пергамента для ювелирной работы сойферов. Затем сойфер-реставратор исправляет необходимые буквы и знаки, одну за другой в соответствии со специальными правилами и процедурами, придерживаясь той технике сойферского шрифта, которым написан данный Свиток. Это очень долгий и кропотливый процесс, требующий высочайшей квалификации, особого внимания и мастерства.
 
После того, как вся работа сойфером сделана, на Свиток должен быть нанесен особый состав, который закрепит буквы, не дав им осыпаться. Секрет этого лака, также когда-то передавался из поколения в поколение, и в его составе теперь тоже присутствуют достижения современной химии, но и частица души сойфера тоже присутствует, как и в лаках, которыми покрыты скрипки великих мастеров.
 
Только после этого главный сойфер приступает к ликвидации больших и малых физических повреждений пергамента, заделываются дыры, вставляются латки, иногда даже весьма значительные.
 
Далее, в зависимости от условий, листы пергамента либо сшиваются вновь, реставрируются деревянные сердечники, к которым прикрепляются концы Свитка, и Свиток к ним пришивается, после чего Тора отправляется на компьютерную проверку, а иногда отдельные листы пергамента сначала проходят компьютерную проверку, а лишь потом сшиваются вместе и прикрепляются к деревянным ручкам.
 
После того, как компьютер со специальным программным обеспечением подтвердил, что все буквы находятся на своем месте, наступает черед главной проверки – Тору внимательно просматривает сойфер, причем обязательно не тот, кто Тору восстанавливал. И только после этого Свиток можно считать кошерным и возвращенным к жизни.
 
«Кроме того, существует множество нюансов, ведь мы имеем дело с весьма древними Свитками, чаще всего им лет 150, а то и больше, — говорит раввин Реувен Марголин, — а тогда не было стандартизации, принятой в софруте теперь. Сейчас есть несколько основных типов, распространенных в мире, в каждом из них определенное количество слов в столбце, строке, определены размеры столбца, количество букв на каждом листе пергамента, да и сами листы стандартного размера. А раньше каждый Сойфер применял свою методу, и хотя Торы всегда идентичны и являются копиями Того Свитка, и не зря мы говорим «Вот Тора, которую получил Моше на горе Синай», исполнение этих Свитков весьма отличалось. Соответственно, восстанавливая их приходится учитывать все эти нюансы».