Пурим от ЕОЦ: Once Upon a Time in Odessa… Почти по Серджо Леоне

Пурим от ЕОЦ: Once Upon a Time in Odessa… Почти по Серджо Леоне

Еврейский Общинный Центр имени Розалинд Горвин организовал и провел грандиозный пуримский спектакль «Однажды в Одессе…», премьера которого прошла в зале «Синай» крупнейшего еврейского центра в мире «Менора», причем билеты на это представление были распроданы чуть ли не за неделю, и этот аншлаг, как оказалось, был совершенно заслуженным – «Однажды в Одессе…» не только стоит того, чтобы на нем побывать, но и того, чтобы пожалеть, если вы на нем не были.

«Однажды в Одессе…» оказался не собранием концертных номеров, лишь условно связанных между собой, а настоящим музыкальным спектаклем с фабулой, интригой, развитием действия и всем остальным, чему положено быть в полноценной театральной постановке. Сценарий «Однажды в Одессе…» был создан координатором общинных программ Кариной Пустовой, которая также выступила в качестве режиссера, разумеется, в творческом содружестве с многочисленными талантами ЕОЦ – участниками вокальной студии «THE BEST», детского клейзмерского ансамбля «От Озой», молодежного клуба «Кадима», детского театра «Фейгеле» под руководством Адель Левиковой, а также сотрудников ЕОЦ и активистов разнообразных общинных программ – и молодежных, и для людей среднего возраста. Идейным же вдохновителем всего процесса была названа директор ЕОЦ Лиана Басина.

Сюжет спектакля «Однажды в Одессе…» был придуман, как отметили организаторы, по мотивам украинского киносериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (в свою очередь созданного на основе «Одесских рассказов» Исаака Бабеля), и рассказывал он о том, как «король Молдаванки» Миша Япончик задумал две вещи: во-первых, подарить людям праздник на Пурим, а, во-вторых, посвататься к хорошей еврейской девушке Циле и жениться на ней. И таки все задуманное Миша Япончик (Артем Комиссаров) совершил – и с помощью своей подружки пани Баси (Адель Левикова) устроил настоящий пуримшпиль, в котором все роли сыграли юные артисты театра «Фейгеле», и Цилю (Марина Савицкая) под хупу повел – правда, хупу на сцене не поставили, а лишь накрыли свадебный стол. В общем, на Пурим все были рады – и Япончик, и его супруга, и его друзья, и даже его мама (Хагит Мануйлова). Ну, а судя по реакции зала, зрители, для которых артисты подготовили самые разнообразные номера, также погрузились в особую, пуримско-одесскую праздничную атмосферу.

Следует заметить, что прием «спектакля в спектакле», а пуримшпиль в этой постановке был именно таковым, — сценарный ход вполне респектабельный и имеет весьма давнюю и хорошую репутацию. Еще Вильям наш Шекспир использовал его в своем «Гамлете», когда приглашенные артисты представляли «Мышеловку». Следует также отметить тщательность в подходе к деталям – в том, что касается сценографии, декораций, костюмов, музыкального оформления. Много комплиментов заслуживает актерская игра, причем не только индивидуальная, но и слаженность актерского ансамбля. Пожалуй, можно вполне говорить о появлении новой перспективной творческой группы, которой следует пожелать всяческих успехов.

Музыкальные номера, которыми в этот день радовали гостей, представили вокальные коллективы «От Озой» и «THE BEST» под руководством Виктории Карпович, а множество танцевальных номеров, по-одесски задорных, подготовил хореограф-постановщик Алексей Давидсон (он же сыграл Майорчика – товарища главного героя). Некоторые вокалисты – а именно, мужская группа студии «THE BEST» – не ограничились лишь песенными номерами, и также выступили с танцевальными этюдами.

Весь спектакль был наполнен характерным одесским юмором, звучащим из уст каждого артиста, в особенности Константина Эпштейна, Альберта Шевченко, Валерия Литмана, сыгравших второстепенные, но от этого не менее яркие и запоминающиеся мужские роли. Восторг у зрителей вызвало и появление на сцене руководительницы женского клуба «Кохавим» Хагит Мануйловой и главного бухгалтера общинного центра Ларисы Лифшиц в образах «типичных одесских мам». Удались на славу также и массовые сцены, а самой масштабной из них был финальный выход артистов – на подмостки зала «Синай» поднялись почти все участники театрального действа, а те, кому не хватило места, танцевали непосредственно перед зрительскими рядами. Также актеры «Еврейского Общинного Театра» не раз вступали в тесный контакт с публикой, так как многие концертные номера по сценарию предполагали взаимодействие зрителей и артистов, которые сначала у гостей денег просили «в пользу измученного трудового народа», а затем бублики предлагали купить и яблочками угоститься.

В завершении со сцены горячо поблагодарили всех артистов, отметив каждого поименно, режиссера, хореографа, а также ответственных за звуковое оформление спектакля – главного звукооператора Евгения Дробанова и музыкального редактора Викторию Карпович. Кроме того, Лиана Басина пригласила на сцену именинников общины, отмечающих свой День рождения на Пурим, Оксану Савчук, Алона-Ицхака Мануйлова и Александра Лядского – и под аплодисменты зала вручила им праздничные подарки.

Кроме приятных впечатлений, после спектакля «Однажды в Одессе» зрители могли забрать с собой угощение (если, конечно же, оно осталось к окончанию мероприятия – «мишлоах манот» гости могли получить еще до начала концерта) и «Ежепуримное издание «Одесский листок». Эта специально выпущенная праздничная листовка выполняла функции одновременно и театральной программки, и отчета о прошедших мероприятиях в ЕОЦ, а также анонса о грядущих событиях в культурной жизни еврейской общины нашего города. Ну, а кроме того, при выходе из зала все могли полюбоваться чудесными детскими поделками – в течение всего спектакля в холле перед «Синаем» работала творческая детская мастерская, в которой малыши вместе с мадрихами изготавливали различные сувениры и украшения.

Во всяком случае, вся Одесса должна гордиться тем, что ее своеобразная культура и колорит были воспеты на днепропетровской сцене, и обязана не только пригласить эту постановку для показа у себя в городе (Оперный театр вполне подойдет), но и к следующему Пуриму поставить спектакль «Однажды в Екатеринославе…».