Еврейский Общинный Центр имени Розалин Горвин, а точнее, его молодежное крыло организовало и провело вечеринку в честь Пурима в Арт-центре «Квартира». (Разумеется, это не был «квартирник» в строгом смысле этого слова, но что-то интонационно важное в этом присутствовало, и дело не только в топонимике.)
Вечеринка была объявлена «восточной», и этот стиль, хоть и не полностью, но присутствовал как в мастер-классах, так и в спектакле и в общем настроении всего праздника. Поскольку «Квартира» имеет множество помещений, то в разных из них паралельно проходили интересные занятия: в одном зале вас могли научить изготовить маску к карнавалу, в другом – раскрывали секрет праздничной упаковки подарков, в комнате с попугаем учили изготавливать праздничные свечи, которые создают атмосферу неги и романтики. Значительное место было уделено кофе как одной из важнейших особенностей Востока: кофе можно было рисовать, а можно было учиться его правильно варить, с пряностями, в небольших жезлах, чтобы каждый глоток был неповторимым и доставлял наслаждение.
Каждый мог поучаствовать в одной или нескольких станциях, а мог просто медитировать под ритмичный стук барабанов в ожидании главной части праздника – спектакля. Спектакль начала, как и положено на Востоке, Шехерезада, которая подробно пересказала содержание свитка Эстер, а затем раздала всем присутствующим экземпляры брошюры с текстом свитка. После того как все ознакомились с либретто постановки, выяснилось, что мадрихи ЕОЦ и активисты подросткового клуба «Кадима» решили применить принцип «все наоборот» к самой пуримской истории.
Начали они двойным исполнением песни Игоря Талькова – один раз в традиционном, а второй раз – в репово-хипхопном стиле. Получилось смешно. (Напомним, что в прошлом году театр ЕОЦ «ТАБУ» инсценировал рассказ Валентина Распутина, теперь вот спели Талькова, вероятно, следующей будет экранизация Розанова). Затем выяснилось, что история разворачивается не в патриархальном, а в матриархальном ключе – царица Персии Ахашея «нагнала» надоевшего мужа и теперь ищет следующего фаворита. Добрый и простоватый Эстерка, отличающийся искренностью и силушкою богатырской, сначала не хочет участвовать в кастинге, но тетя Мордехая убеждает племянничка, что ему надлежит идти во дворец.
Иные претенденты разборчивую царицу не прельстили ни исполнением заморского брейк-данса, ни стихами Афанасия Фета, а только наш Эстерка, взяв в руки гитару и запев голосом Олега Ануфриева (стихи Юрия Энтина на музыку Геннадия Гладкова «Луч солнца золотого»), а как только, так сразу сердце персидской императрицы растаяло, и случилась свадьба. Естественно, Эстерка отправился в гарем, или что там бывает при матриархате, и добрый евнух (ну, в смысле служительница мужского гарема, наверное, надсмотрщица) баба Сима помогает Эстерке регулярно видеться со своей тетей Хаей, и, вообще, она тоже из наших.
Роль Амана оказалась эпизодической, и Аман все равно оказался мужчиной. То ли он пожелал оказаться на месте Эстерки, то ли на месте Ахашеи, но он был злой и брутальный. Эстрека наябедничала царице, и поскольку, как оказалось, что и все остальные: претенденты на ее руку, и царские чиновники, и глашатаи – одни сплошные евреи, да и фамилия самой царицы, на самом деле, не Ахашея, а Аидишея, то Аман сгинул, а все дружно запели песню Юрия Шевчука «Это все…».
Зрителям понравилось все: и сценарий, и постановка, и актерская игра, и Эстерка, безуспешно пытавшийся изобразить из себя грусть-тоску, и глашатаи, устроившие спор в стиле Бобчинского и Добчинского, и другие претенденты на руку царицы, напомнившие вторую великую классическую пьесу Николая Васильевича, и костюмы, и песни.
Анна Каве, куратор праздника, зря переживала и тщательно