Раввин Дов-Бер Байтман в еврейской школе: «Детей нужно вывести из зоны комфорта!»

Раввин Дов-Бер Байтман в еврейской школе: «Детей нужно вывести из зоны комфорта!»

В еврейской школе Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона прошла встреча родителей учеников с раввином Дов-Бер Байтманом, известным в Украине популяризатором иудаизма и преподавателем образовательного центра «Шиурей Тора», который в новом учебном году уже провел цикл лекций в еврейской школе для педагогического коллектива.

 
Встреча была посвящена проблеме взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, в аспекте воспитания современного молодого поколения. Раввин Байтман основную проблему видит в том, что нынешние дети, родившиеся в конце 90-х или уже после начала нулевых, совершенно отличаются от тех детей и подростков, которыми были два-три или четыре десятка лет назад их родители. Причина этих кардинальных отличий – не только в разнице поколений, но в существенном изменении личностных ориентиров, на которые опирается воспитательная система. «Крах» педагогической, ценностной и других систем в результате социальной революции, как  и множество других факторов, породили наблюдаемый нами феномен, который исследуют психологи и социологи.
 
Современное поколение детей разных возрастов, убежден раввин Байтман, уверено в своей самодостаточности и находится в постоянной зоне комфорта, в которой они растут и воспитываются, не зная отказа почти во всем желаемом, ибо теперешнее поколение не знает, что такое дефицит. «Дети умело манипулируют взрослыми – родители поощряют неделание уроков, если они слишком сложные, учителя выслушивают отговорки, почему не выполнены задания, – резюмировал Дов Бер Байтман. – У себя дома ребенок говорит, что ему ничего не объясняли, в школе – что он был занят домашними делами, учитель же не может сделать замечание школьнику, потому что он результате жалуется родителям, не считая это табуированным, как это было раньше».
 
Одним из главных средств манипуляции ведущий встречи назвал мобильный телефон: дети по каждой проблеме звонят родителю, который спешит все урегулировать. В итоге вчерашние школьники, становясь взрослыми, продолжают зависеть от своих родителей, ибо так и не научились решать свои вопросы социально приемлемым способом. 
 
«Вы, как родители, должны задуматься, так ли вы сильно хотите того, чтобы вашему ребенку педагог не имел права сделать замечание, так ли вы сильно хотите того, чтобы в школе ваш ребенок был в школе неприкасаемым, – подчеркнул раввин Дов Бер Байтман. – Еврейская традиция разрешает физические наказания, и это может показаться страшным, но раньше дети знали о том, что может быть в случае их недобросовестной работы – и это давало свой результат. Тора нам говорит: отдавая ребенка в руки педагога, мы должны дать этому учителю делать все, что он посчитает нужным. Для решения вопросов в школе есть классные руководители, завучи, психологи. Современные же дети привыкли решать проблемы только в свою пользу и только с помощью родителей».
 
Раввин Байтман поделился с родителями еврейских учеников своим мнением о том, что детей следует выводить из зоны комфорта, потому что заложенный в них потенциал сможет реализоваться лишь в случае постоянной умственной и физической нагрузки и при условии некоторых ограничений. «Не стоит опасаться, например, того, что на дом ребенок получит сложные, требующие серьезных раздумий задания, – посоветовал собравшимся Дов Бер Байтман. – Ведь если есть лимон и мы хотим получить из него сок, то нужно его отправить в давилку. Так и с детьми – хотим, чтобы максимально раскрылись все его способности – нужно нагружать его».
 
До встречи с родителями, раввин Байтман, побеседовал на эту же тему и с педагогическим коллективом еврейской школы, однако, для учительской аудитории он несколько изменив свою лекцию, включив в нее несколько авторских педагогических приемов, помогающих вывести ребенка из «зоны комфорта» в «зону развития».