Рош Ходеш Хешван – начало тихого месяца Мархешвана

После бурных и святых дней месяца Тишрей приходит Рош Ходеш Хешван – время, когда душа еврейского народа словно делает вдох. Это новомесячье отмечает переход от духовного пика праздников к будням, в которых требуется не меньше святости. В месяце мархешван нет ни одного праздника, заповеданного нам Торой. Рош Ходеш Хешван празднуется два дня – первый день приходится на 30 Тишрея, а второй на 1 Хешвана. Этот обычай связан с тем, что Тишрей – полный месяц (30 дней).

 

Мудрецы учили, что молитву Мусаф в Рош Ходеш Хешван читают только из молитвенника, а не наизусть.

«Отрывки из Торы не читают на память» (Галаха).

Почему именно Хешван?

Потому что Мусаф этого дня читается после двухмесячного перерыва – ведь в Рош а-Шана новомесячье не упоминается. Поэтому евреи боятся ошибиться даже в одном слове священного текста.

«Слова Торы должны быть свежими в устах твоих каждый день» (Талмуд, Трактат Эрувин 54а).

 

Хешван – восьмой месяц по счету от Нисана и второй от Тишрея.

В Танахе он назван Бул:

«В одиннадцатый год, в месяце Бул – это восьмой месяц – он завершил строительство Храма» (Млахим I, 6:38).

Слово Бул означает «увядание» – трава засыхает, и скотину начинают кормить сеном.

По другому толкованию, оно связано со словом Явул – урожай, ведь в Хешване начинается сев.

А еще – со словом Мабул (Потоп): именно в этом месяце начались дожди Потопа, затопившие землю во времена Ноаха.

В Мидраше сказано:

«Поскольку Потоп начался в месяце Хешван, он и останется дождливым навеки».

В еврейской традиции считается, что Всемирный потоп начался в месяц хешван (или мархешван), в 17-й день, а закончился в 27-й день того же месяца, год спустя. Поэтому месяц и получил название «Мархешван», что означает «горький хешван», так как этот период связан с карой за грехи и с горем из-за постигших Израиль бедствий

 

Почему Хешван зовут “Мархешван”?

После возвращения из Вавилона евреи стали называть этот месяц Мархешван.

Слово «мар» означает «горечь» – ведь в этом месяце нет ни одного праздника.

Мидраш приводит еще одно объяснение: «Горечь Хешвана будет обращена в радость – в будущем Всевышний даст ему праздник» (Ялкут Шимони).

Месяц Хешван хранит в себе боль:

  • В этот месяц начался Потоп.
  • В Мархешване Йеровам ввел идолопоклонство.
  • В Мархешване вавилоняне убили сыновей царя Цидкияху.

Но в каждом из этих событий – намек на очищение, на возвращение к Б-гу. Ведь из дождей рождается жизнь.

Именно в месяце Хешван Царь Шломо завершил строительство Храма.

Но освящение состоялось лишь через год – в Тишрей.

Хешван остался без праздника, но не навсегда:

«В будущем Всевышний восполнит месяцу Мархешван его долю праздник будет установлен именно в нем»(Мидраш).

 

Созвездие Мархешвана соответствует Скорпиону.

Как скорпион не может жить без влаги, так и земля Израиля в этом месяце жаждет дождя.

 

7 Мархешвана начинают молиться о дожде:

«Дай дождь для благословения, а не для проклятия, для жизни, а не для смерти, для сытости, а не для голода» (Молитва Гешем).

 

11 мархешвана – День смерти праматери Рахели

«– Эй, эй, скорее позовите повитуху! Жена Яакова, Рахель, рожает второго ребенка!

– Торопитесь, Рахели все хуже и хуже, она умирает! Что же делать?! Горе нам, горе!»

…Спасти Рахель не смогли. Праотец Яаков был безутешен. Ведь он любил свою жену и знал, что не сможет даже быть похороненным рядом с любимой! Но говорят, что Рахель и после смерти продолжает молиться за нас с вами. Она просит, чтобы все евреи были целы и невредимы и вернулись в Землю Израиля. Пророк Ирмеягу был уверен, что Всевышний прислушивается к каждому ее слову:

Ко амар А-донай мини колех ми-бехи ве-эйнаих ми-дима ки еш сахар ли-феулатех неум А-донай ве-шаву ме-ерец ойев.

«Так сказал Господь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой, – сказал Господь, – возвратятся они из вражьей страны» (Ирмеяѓу, 31:15).

 

20 Хешвана День рождения рабби Шалома-Довбера (Ребе Рашаба)

В 5621 (1860) году, который Цемах Цедек назвал Китра («корона»). Рабби Шалом-Довбер был назван в честь Мителер Ребе (рабби Довбера) и в честь отца Цемах Цедека (рабби Шалома-Шахны).

Ребе РАШАБ родился во второй день недели 20 Мар-Хешвана 5621 года в Любавичах.

Когда мальчику исполнилось три года, во время первой стрижки дедушка Цемах-Цедек назначил его быть Ребе, сказав при этом: «Учитель наш Баал-Шем-Тов вручил своему ученику раву Магиду духовный кувшин масла для того, чтобы тот помазал Альтер Ребе на правление в поколениях его. Этой силой был помазан тесть мой, Мителер Ребе, а я этой помазал тебя [Ребе МААРАШа], а теперь – этого ребенка».

После кончины своего отца (Ребе МААРАШа) рабби Шолом-Довбер отказывался стать Ребе. Это заняло 11 лет, пока он официально не принял бразды управления хасидами ХАБАДа в Рош а-Шана 5654 года. В тот день он начал молиться на постоянном месте своего отца и стал принимать хасидов на аудиенции.

Ребе РАШАБ создал йешиву «Томхей Тмимим». Он объявил об этом на собрании в Любавичах, где присутствовали пятьдесят раввинов и меценатов и признался, что в течение десяти лет простирался на могилах своих предков для того, чтобы реализовать этот план. Новшество йешивы было в том, что в ней изучали хасидизм на таком же уровне, как и Талмуд.

Ребе РАШАБ заботился не только о своих хасидах, но также о евреях в других странах. Он отправил туда своих посланников, чтобы внедрить в людей дух Торы и заповедей.

Трактаты по хасидизму Ребе РАШАБа были особенной глубины с многочисленными метафорами и примерами. Его знаменитые «Продолжения» стали основой изучения хасидизма в йешивах, а сам он получил название «РАМБАМ хасидизма».

 

Итог

Месяц Хешван учит нас видеть святость в простоте. После сияния Тишрея наступает тишина — но именно она позволяет Торе проникнуть в сердце.

Пусть этот Хешван станет временем дождя благословений, духовного обновления и тихой, глубокой связи с Творцом.