В свет вышел седьмой выпуск «Далет Амот», издания днепропетровского «Колеля ХаБаД Нахлас Леви» – небольшого буклета, в котором раскрываются подробности соблюдения еврейских законов и обычаев.
В седьмом выпуске «Далет Амот» подробно разъясняются правила и особенности благословения «аГомель» – благословения об избавлении от опасности.
Ниже мы приводим полный текст основной части седьмого выпуска «Далет Амот»
Происхождение благословения аГомель.
Талмуд (Брахот 54:2) утверждает, что четыре категории людей, которые избежали беды, должны благодарить Б-га за посланное им избавление:
— вернулся из морского плавания;
— путешествовал по пустыне;
— выздоровел от тяжелой болезни;
— вышел из тюрьмы или плена.
Основой для этого закона является Теилим (107:15): «Будут они благодарить Г-спода за Его доброту и за Его чудеса…».
Шулхан Арух (Орах Хаим 219) говорит, что эта благодарность принимает форму благословения «Благословен Ты, Г-сподь … за то, что облагодательствовал меня» (Сидур стр. 70).
РОШ (Брахот 9:13) объясняет, что благословение произносится вместо благодарственного жертвоприношения, которое приносили в Храме.
Путешествия, требующие произнесение аГомель.
Комментарий Яд-Мелех (Законы Брахот 10:8) на РаМБаМа говорит, что аГомель необходимо говорить только после морского плавания или путешествия по пустыне, где что-то опасное на самом деле могло произойти, и из которого он благополучно вышел. Если же человеку никакой опасности не угрожало, благословения произносить не требуется.
Мишна Брура (Орах Хаим 219, Биюр Алаха) и другие, однако, оспаривают это, говоря, что аГомель требуется после любых морских плаваний или поездок по пустыне.
Шулхан Арух (219:7) утверждает, что обычай ашкеназов произносить аГомель после путешествия через пустыню, где присутствует опасность нападения диких зверей или разбойников, но не из города в город, где люди путешествуют в относительной безопасности. (Маген Авраам (219:10) комментируя последний случай, говорит, если на самом деле они столкнулись с опасностью, то все-таки необходимо произнести аГомель).
Кцот аШульхан (гл. 65) пишет, согласно ашкеназскому обычаю, что даже тогда, когда пересекают пустыню, но это без риска, например на поезде, не стоит говорить аГомель.
Минимальное расстояние для аГомель.
Существует общее правило среди галахических авторитетов и Шулхан Аруха (219:7) гласящее, что человек, идущий через опасные места, должен пройти, по крайней мере, парса (около 3,8 км), только тогда появляется обязанность произносить аГомель. (Если территория, через которую шли была крайне опасной, то требуется читать аГомель даже после короткого путешествия).
Однако возникает сомнение, когда путешествие происходит на машине или поезде, где это расстояние может быть преодолено быстро. Нужно ли чтобы прошло именно столько времени сколько требуется для прохождения парсы пешком (72 минуты) или нужно преодолеть расстояние в парсу, без разницы за какое время?
Ябия Оймер (том 1:13) считает, что обязанность читать аГомель возникает только после путешествия, занявшего по крайней мере время, необходимое, для того чтобы про