Сегодня – 20 тевета – евреи во всем мире отмечают день йорцайт одного из величайших еврейских мудрецов и законоучителя рабби Моше бар Маймон, который также известен в еврейском народе по аббревиатуре своего имени РАМБАМ, а среди иных народов – по европеизированному имени Маймонид. Он был философом и раввином, медиком и математиком, выдающимся просветителем, и настолько величественной фигурой, что именно о нем было сказано: «От Моше до Моше не было подобного Моше», а Виленский гаон считал, что величие его личности было определено еще в Торе, ибо первые буквы стиха «Умножились Мои чудеса в земле Египта» (Шмот 11:9) составляют имя РАМБАМ.
Хотя могила РАМБАМа сейчас находится в Святой Земле, в Тверии, и окружена почетом, он родился в Испании (правда тогда она находилась под арабским владычеством), много путешествовал, а огромная часть его жизни связана с Египтом
Великий Моше бен Маймон родился в городе Кордове в 1135 году. Предание рассказывает, что его отец, р. Маймон, долго оставался неженатым. И вот однажды во сне к нему явился некий человек, приказавший взять в жены дочь жившего недалеко от Кордовы мясника. Сон повторялся много раз – до тех пор, пока свадьба не состоялась. Во время первых же родов эта женщина умерла, и маленький Моше – будущий РАМБАМ – стал сиротой. Его отец вскоре вновь женился – от этого брака родился младший брат Моше, Давид. Моше и Давид изучали Тору у отца. Согласно преданию, Моше был ребенком «до крайности непонятливым» и «не проявлял к учебе ни малейшего интереса». Доведенный до отчаяния отец, побив его, прогнал из дома. Ребенок заночевал в одной из городских синагог. Пережитое им потрясение было столь велико, что он, «пробудившись утром, ощутил себя совсем иным человеком». С этого дня он начал всерьез учиться и «стал набираться мудрости».
В возрасте двадцати трех лет, во время скитаний семьи по городам Андалузии, РАМБАМ приступил к работе над первым своим значительным сочинением – «Комментарием на Мишну»; обретя спокойное пристанище в столице Египта, он завершил этот многолетний труд. В тот же период он составил комментарий на значительную часть Вавилонского Талмуда. РАМБАМ сделался раввином Фостата (пригород Каинра) и главой иешивы.
Но вскоре, когда во время кораблекрушения погиб его брат Давид, взявший на себя заботу о материальном обеспечении семьи, РАМБАМу пришлось зарабатывать на жизнь искусством врачевания. Его слава быстро росла – он был приглашен ко двору и впоследствии назначен личным врачом Саладина, ставшего в 1171 году султаном Египта (а в 1187 году, отвоевав у крестоносцев Иерусалим, Саладин распространил свою власть также на Землю Израиля и Сирию). После смерти Саладина РАМБАМ был назначен врачом наследника.
Именно в период самой напряженной врачебной практики были созданы основные произведения РАМБАМа, обессмертившие его имя. В 1190 году он завершил составление всеобъемлющего свода законов, работа над которым продолжалась более десяти лет. Книга получила название «Мишнэ Тора» («Повторение Торы»). С течением времени кодекс РАМБАМа стал одним из самых авторитетных в еврейском мире, сделавшись важной интегральной частью Устной Торы. Не меньшее влияние на современников РАМБАМа оказали его философские труды, в особенности трактат «Море невухим» («Путеводитель заблудших»), обращенный, в первую очередь, к интеллектуалам, проверяющим свою веру мерками разума. Помимо книг по Торе и философских сочинений, РАМБАМ составил целый ряд трактатов по медицине и математике. Написанные по-арабски, они также были переведены на латынь и стали достоянием мировой медицинской науки.
РАМБАМ умер в Фостате 20 тевета 1204 года. Через восемь дней весть об этом достигла Иерусалима, и в святом городе был объявлен траур и пост. Позднее гроб с телом РАМБАМа был доставлен в Землю Израиля, и РАМБАМ был похоронен в Тверии.