Четыреста сорок три года тому назад, пятого ава 5332 года (1572 года по григорианскому календарю) ушел из материального мира Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази, известный так же как АРИ или АРИЗАЛ, великий каббалист, праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы. По мнению многих кабалистов, он был воплощением души искусного мастера Бецалеля бен Ури, создавшего в Синайской пустыне Ковчег Завета, Мишкан и его сосуды (Седер адорот).
Он ушел из жизни совсем молодым – ему было тридцать восемь лет. Он погребен на старинном кладбище города Цфат (Израиль), рядом с могилой своего учителя раввина Моше Кордоверо, а три года спустя рядом с ними был погребен и раввин Йосеф Каро.
Родился АРИ (раби Ицхак Лурия) в Иерусалиме в 1534 году. Его отец, раввин Шломо Лурия Ашкенази был потомком выходцев из Германии и на Святую Землю он прибыл из литовского города Бриска (Бреста); его родственником был р. Шломо Лурия (Мааршаль) – один из духовных лидеров евреев Польши. Мать АРИЗАЛя происходила из семьи беженцев из Испании, и она принадлежала к известному роду Франсес. Дом, где прошло детство АРИ, сохранился до нашего времени, он находится в Еврейском квартале Старого города, по адресу: ул. Ор Ахаим, 6.
Отец юного Ицхак Лурия скончался, когда мальчику было всего восемь лет. Мать вместе с ним переехала в Каир, к богатому родственнику – брату Мордехаю Франсес, который, согласно одним источникам, управлял городской таможней, а по другим – был богатым откупщиком. Прожив семь лет в доме дяди, пятнадцатилетний Ицхак Лурия женился на его дочери.
За год до свадьбы в возрасте 14 лет он начинает учебу в Каирской иешиве под руководством главного раввина Каира раввина Давида Ибн Зимры (Радваз), известного галахиста и каббалиста, а после алии своего учителя, становится учеником нового раввина Каира р. Бецалеля Ашкенази, автора книги «Шита Мекубецет» («Сводная концепция»).
Жизнь Ицхака Лурии в Египте окутана легендами. Несколько лет он прожил отшельником на принадлежавшем его тестю острове Рауда на Ниле. Увлекаясь мистикой, он занимался в основном книгой Зогар и трудами ранних каббалистов, а из современников – учением рабби Моше Кордоверо. В этот период создана, как полагают, единственная написанная им лично книга – комментарии к «Сифра ди-цни‘ута» («Книга сокровения» – часть книги Зогар), близкая к системе Кордоверо.
В этот период, утверждают каббалисты, он жил в особой святости и духовной чистоте и небесный посланник – пророк Элияу, который обучал его тайнам Торы, повелел ему отправиться в город Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени р. Хаим Виталь.
В 1570 году Ицхак Лурия восходит в Святую Землю и поселяется в городе Цфат, где сразу же примыкает к кружку каббалистов, который возглавляет раввин Моше Кордоверо, автор книг «Пардес римоним» и «Томер Двора», а после того как в конце года умирает р. Моше Кордоверо становится главой этого кружка.
Занятия проходили в ашкеназской синагоге Цфата или просто в окружающих город рощах и виноградниках; среди учеников р. Ицхака были выдающиеся каббалисты и знатоки Торы, значительно превосходившие его возрастом, среди них и автор книги «Решит хохма» раввин Элияу Ди Видас, а также автор «Сефер харедим» раввин Элазар Азкари и даже сам восьмидесятидвухлетний раввин Йосеф Каро, составитель кодекса «Шульхан Арух». Всего известны имена 30 учеников раби Ицхака Лурия, а так же известно, что их было намного больше.
Сам раби Ицхак Лурия книг не писал, но разрешил одному из учеников двадцативосьмилетнему р. Хаиму Виталю записывать услышанное на уроках, поскольку лишь его восприятие было, по оценке наставника, достаточно адекватным. Именно этому ученику р. Ицхак Лурия сумел передать значительную часть своего уникального духовного опыта и свои познания в практической каббале. Их совместные занятия продолжались год и девять месяцев: на основе сделанных тогда записей р. Хаим Виталь написал впоследствии свои трактаты «Шмона Шеарим» (Восемь врат) и «Эц Ахаим» (Древо жизни), ставшие, наряду с Зогаром, основополагающими книгами кабалы.
«Электронная Еврейская Энциклопедия» так описывает основные моменты в учении АРИ: «Лурия использует три каббалистических понятия, в значительной мере связанные с космогонией: цимцум («сокращение»), швират ха-келим («ломка сосудов») и тиккун («исправление»). Цимцум – это добровольное сокращение Б-жественного начала, прежде заполнявшего все пространство Вселенной, с целью дать место материальному миру. Швират ха-келим – катастрофа, выразившаяся в том, что сосуды, проводившие в этот мир Б-жественный свет, тождественный добру, не выдержали напряжения и разбились; свет рассыпался на отдельные искры, и в мир проникла тьма, то есть зло. Чтобы мир стал царством добра, необходим тиккун – исправление разбитых сосудов и собирание рассыпанных искр, что является задачей человека. Таким образом, учение Лурии переносит идею мессианства из общественно-исторического плана в космометафизический. Еврейская история – это отражение описанных космических процессов. Разрушение Храма и изгнание евреев из Эрец-Исраэль соответствует «ломке сосудов», а рассеяние еврейского народа и связанные с этим испытания – рассыпавшимся во тьме искрам Б-жественного света. Итак, космические процессы, а не людские грехи, были первопричиной этих бедствий. Но поведение народа и каждого еврея может и должно повлиять на космические процессы, привести к исправлению мира, искуплению грехов, приходу Мессии и конечному избавлению. Учение Лурии оказало огромное влияние на духовную жизнь евреев в последующие века и, в частности, подготовило почву для возникновения хасидизма».
Ученики называли своего наставника «Ари» – аббревиатура слов «Элоки раби Ицхак» (Б-жественный раби Ицхак). После смерти наставника к имени Ари было прибавлено окончание «заль» – зихроно ливраха (пусть память о нем будет благословенна).
Правда, некоторые исследователи считают, что основа этого имени родилась из другой аббревиатуры: «Амар раби Ицхак» (Сказал раби Ицхак) – такими словами, как правило, р. Хаим Виталь начинает цитирование слов АРИЗАЛя в своих книгах. Существует и более прозаическая версия – что это лишь акроним словосочетания Ашкенази рабби Ицхак.
В народе слово АРИ воспринималось в значении «лев», и потому великого мудреца часто называли Ари ха-кадош – Святой лев.
Многие из великих мудрецов Цфата полагали, что АРИЗАЛ был «потенциальным Машиахом», открывшим в еврейской истории новую эпоху, когда «небесные хранилища мудрости распахнулись». Один из его наиболее выдающихся учеников р. Шмуэль Ди Озейда писал, что АРИЗАЛ являлся «Машиахом, избранным Б-гом», но грехи поколения не дали ему проявить себя.
Сформулированные АРИЗАЛем идеи легли в основу всего дальнейшего развития каббалы. Особое значение придается его изложению концепции цимцума (сжатия бесконечного Б-жественного света, которое предшествовало собственно Творению) и концепции швират акелим (разбиения «сосудов»), имеющей отношение к начальной стадии Творения.
Многочисленны обычаи и нововведения, внесенные АРИЗАЛем в повседневную жизнь общины и литургию. Так, например, широко известен восходящий к АРИЗАЛю обычай, согласно которому мальчиков не стригут до трехлетнего возраста, а затем совершают этот обряд в Мероне, у могилы составителя книги Зогар раби Шимона бар Йохая (Рашби). Именно он первым связал праздник Лаг Ба Омер с днем кончины Рашби.
АРИЗАЛем создано несколько субботних гимнов – наиболее популярны из них «Азамер бишвахин» (Воспою хвалу) и «Йом зе леИсраэль» (Этот день для Израиля), исполняемые в первую, вечернюю, трапезу, и «Асадер лисеудата» (Приступлю я к трапезе), исполняемый днем.

