Сегодня отмечают 33-й день после начала счета Омера – периода, когда евреи отсчитывают пятьдесят дней от начала Песаха до праздника Шавуот.
Как известно, числовое значение есть у каждой буквы еврейского алфавита, и букве «Ламед» соответствует число тридцать, букве «Гимел» – три, а их сочетание, число тридцать три, произносится как «ЛаГ», так что название праздника просто обозначает номер дня в счете Омера. Сам Омер – это пожертвование в Храм снопа ячменя нового урожая – обряд, который проводили в дни Песаха.
Традиция не указывает нам точного источника, почему мы празднуем этот день, однако именно в тридцать третий день периода между Песахом и Шавуотом произошло множество важных событий в еврейской истории.
Во-первых, ман, которым евреи питались во время странствия в пустыне после Исхода, начал выпадать, как говорит традиция, именно в Лаг Ба Омер.
Во-вторых, именно в Лаг Ба Омер прекратилась страшная эпидемия, унесшая жизни двадцати четырех тысяч учеников раби Акивы, продолжавшаяся тридцать три дня. Мудрецы указывают, что эпидемия началась из-за недостатка любви и уважения между учениками, и потому день ее прекращения стал символом важности заповеди Агават Исраэль. (Впрочем, есть точка зрения, что гибель учеников раби Акивы была вызвана не эпидемией, а рядом военных поражений в борьбе против римских оккупантов из-за отсутствия солидарности и сплоченности, а в Лаг Ба Омер, объединившись, евреи смогли одержать крупную победу над римлянами).
В-третьих, именно в этот день ушел их жизни великий праведник раби Шимон бар Йохай, один из величайших учеников раби Акивы. Уходя из мира, он попросил весело праздновать этот день, ибо именно в него он получил разрешение открыть человечеству сокровенную часть Торы, и свет Внутренней Торы начал свое распространение. До сего дня на горе Мерон в Израиле, возле города Цфат, где расположена могила раби Шимона бар Йохая, в Лаг Ба Омер устраивают массовые празднества и гуляния.
К традициям праздника следует отнести обычай зажигать костры, стрелять из лука, устраивать веселые игры и спортивные состязания. У каждого из этих обычаев есть много объяснений, приводимых в различных источниках.
Среди учеников раввина Ицхака Лурии сложился обычай проводить первую стрижку мальчика, церемонию опшерниш, именно в Лаг Ба Омер, так как в период после Песаха, в память об учениках раби Акивы, соблюдаются некоторые законы траура, в частности, запрет на пострижение волос.
В Израиле в Лаг Ба Омер посещают, кроме горы Мерон, также пещеру Элиягу возле города Хайфа; в ночь Лаг Ба Омер у жителей Иерусалима существует обычай приходить к могиле Шимона Цадика, первосвященника и великого знатока Торы, жившего в ранний период существования Второго Храма.
В ХХ веке традиция Лаг Ба Омера дополнилась еще одним элементом – по указанию Главы нашего поколения, Седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона, в еврейских общинах стали проводить детские парады. Сегодня такие парады проходят на всех континентах, в сотнях городов, демонстрируя единство и сплоченность евреев, важность воспитания детей в духе «Агават Исраэль».
В Днепре такие парады проходят с начала девяностых годов прошлого века. А о том, как в этом году будет отмечаться праздник Лаг Ба Омер, наш сайт будет информировать своих читателей в ленте новостей.