Сегодня праздник Лаг Ба Омер

Сегодня 33-й день после начала счета Омера – периода, когда евреи отсчитывают пятьдесят дней от начала Песаха до праздника Шавуот. Как известно, числовое значение есть у каждой буквы еврейского алфавита, и букве «Ламед» соответствует число тридцать, букве  «Гимел» – три, а их сочетание, число тридцать три, произносится как «ЛаГ», так что название праздника просто обозначает номер дня в счете Омера. Сам Омер – это пожертвование в Храм снопа ячменя нового урожая – обряд, который проводили в дни Песаха.
 
Традиция не указывает нам точного источника, почему мы празднуем этот день, однако именно в тридцать третий день периода между Песахом и Шавуотом произошло множество событий с еврейской истории.
 
Во-первых, манна, которой евреи питались во время странствия в пустыне после Исхода, начала выпадать, как говорит традиция, именно в Лаг Ба Омер.
 
Во-вторых, именно в Лаг Ба Омер прекратилась страшная эпидемия, унесшая жизни двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы, продолжавшаяся тридцать три дня. Мудрецы указывают, что эпидемия началась из-за недостатка любви и уважения между учениками, и потому день ее прекращения стал символом важности заповеди Агават Исраэль. (Впрочем, есть точка зрения, что гибель учеников рабби Акивы была вызвана не эпидемией, а рядом военных поражений в борьбе против римских оккупантов из-за отсутствия солидарности и сплоченности, а в Лаг Ба Омер, объединившись, евреи смогли одержать крупную победу над римлянами).
 
В-третьих, именно в этот день ушел их жизни великий праведник рабби Шимон бар Йохай, один из величайших учеников рабби Акивы. Уходя из мира, он попросил весело праздновать этот день, ибо именно в него он получил разрешение открыть сокровенную часть Торы, и свет Внутренней Торы начал свое распространение. До сего дня на горе Мерон в Израиле, возле города Цфат, где расположена могила рабби Шимона бар Йохай, в Лаг Ба Омер устраивают массовые празднества и гуляния.
 
К традициям праздника следует отнести обычай зажигать костры, стрелять из лука, устраивать веселые игры и спортивные состязания. У каждого из этих обычаев есть много объяснений, приводимых в различных источниках.
 
Среди учеников раввина Ицхака Лурии сложился обычай проводить первую стрижку мальчика, церемонию опшерниш, именно в Лаг Ба Омер, так как в период после Песаха, в память об учениках рабби Акивы, соблюдаются некоторые законы траура, в частности, запрет на пострижение волос.
 
В Израиле в Лаг Ба Омер посещают, кроме горы Мерон, также пещеру Элиягу, возле города Хайфа, в ночь Лаг Ба Омер у жителей Иерусалима существует обычай приходить к могиле Шимона Цадика, первосвященника и великого знатока Торы, жившего в ранний период существования Второго Храма.
 
В ХХ веке традиция Лаг Ба Омера дополнилась еще одним элементом – по указанию Главы нашего поколения, Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона в еврейских общинах стали проводить детские парады. Сегодня такие парады проходят на всех континентах, в сотнях городов, демонстрируя единство и сплоченность евреев, важность воспитания детей в духе «Агават Исраэль».