19 кислева, (в этом году начинается вечером 21 ноября) евреи во всем мире отмечают День освобождения Альтер Ребе, рабби Шнеура-Залмана из Ляд. Этот день – Новый год хасидизма – традиционно один из самых значимых праздников для еврейской общины Украины. В Днепропетровской общине в этот день проходят многочисленные праздничные мероприятия, прежде всего – хасидские фарбренгены.
Считается особо благоприятным встретить этот день на могиле Альтер Ребе. Именно так и поступают многие евреи и из Украины, и из-за рубежа. В прошлом году, в день 19 кислева, Федерация еврейских общин Украины открыла величественный «Центр Хасидизма», предназначенный для помощи тысячам паломников, которые направляются для посещения захоронения праведника в город Гадяч, где находится оэль Альтер Ребе.
Праздник Нового года хасидизма возник 215 лет назад. Тогда, 19 кислева 5559 года от сотворения мира (27 ноября 1798 года), ребе Шнеур-Залман из Ляд, основатель хасидского движения ХаБаД, был освобожден из заключения в Петропавловской крепости, где он провел почти два месяца. Его освобождение стало знаком официального признания движения хасидизма в Российской империи. Событие это представлялось в те времена настолько значительным и чудесным, что хасиды даже хотели написать свиток 19 Кислева, наподобие Свитка Эстер, чтобы читать его каждый год, но Альтер Ребе не дал на это своего согласия.
В одной из своих бесед рассказывал ребе Раяц:
«Когда Альтер Ребе привезли в Петропавловку, он был помещен в тайные камеры Петропавловской крепости. Более семи недель (53 дня) он находился в этой крепости. Три первые недели Ребе находился в чрезвычайно суровом заключении, в камерах, предназначенных для бунтующих против царства, поскольку одним из главных обвинений доноса было то, что Альтер Ребе [якобы] собирал деньги и переправлял их турецкому султану. Позже его перевели в место с более мягкими условиями [заключения] в пределах той же крепости.
Все дни пока Альтер Ребе находился в [заключении] в Петропавловской крепости, проходили особые заседания, подбиравшие и перерабатывавшие материалы доноса против нашего Ребе. После этого Ребе допрашивали. Допросы происходили не в крепости, а в канцеляриях "Тайного совета", куда Ребе каждый раз перевозили на лодке через реку Неву — из крепости в канцелярии.
Царские министры сами допрашивали Альтер Ребе, и он отвечал им на все их вопросы. Ответы и вопросы записывались и отправлялись в Сенат для изучения. Все видели в ответах Альтер Ребе его удивительную мудрость и чистоту его сердца.
Во вторник 19 Кислева в свет вышел приговор, касающийся Альтер Ребе, гласивший, что он чист от всякого греха, и было принято решение о его освобождении».
Известно, что сам император Павел I пожелал навестить Ребе в его заключении. Он сделал это под видом простого офицера. Хотя Альтер Ребе никогда прежде не видел российского царя, он сразу почувствовал, кто перед ним, и оказал царю знаки уважения, которые предписывает еврейский закон по отношению к монарху. С этого момента царь называл Ребе не иначе, как «Святой рабин». Император Павел I собственноручно подписал окончательное решение, которое гласило: «Его императорское Величество не нашло в поведении хасидов ничего дурного, причиняющего вред добропорядочности и спокойствию государства». Так в еврейском календаре появился новый праздник: 19 Кислева – Рош А Шана хасидизма или хасидский Новый год. Прошло совсем немного времени, и движение ХаБаД далеко шагнуло за пределы Украины, Белоруссии и России, распространяя источники Учения Баал Шем Това по всему миру.
Именно в день 19 кислева принято начинать ежегодный цикл чтения основополагающей книги философии хасидизма, написанной Альтер Ребе, – книги «Тания» («Ликутей Аморим»).