Сегодня вечером начинается Новый год хасидизма

Сегодня вечером начинается Новый год хасидизма

19 кислева, (в этом году начинается вечером 21 ноября)  евреи во всем мире отмечают День освобождения Альтер Ребе, рабби Шнеура-Залмана из Ляд. Этот день – Новый год хасидизма – традиционно один из самых значимых праздников для еврейской общины Украины. В Днепропетровской общине в этот день проходят многочисленные праздничные мероприятия, прежде всего – хасидские фарбренгены.

 
Считается особо благоприятным встретить этот день на могиле Альтер Ребе. Именно так и поступают многие евреи и из Украины, и из-за рубежа. В прошлом году, в день 19 кислева, Федерация еврейских общин Украины открыла величественный «Центр Хасидизма», предназначенный для помощи тысячам паломников, которые направляются для посещения захоронения праведника в город Гадяч, где находится оэль Альтер Ребе.
 
Праздник Нового года хасидизма возник 215 лет назад. Тогда, 19 кислева 5559 года от сотворения мира (27 ноября 1798 года), ребе Шнеур-Залман из Ляд, основатель хасидского движения ХаБаД, был освобожден из заключения в Петропавловской крепости, где он провел почти два месяца. Его освобождение стало знаком официального признания движения хасидизма в Российской империи. Событие это представлялось в те времена настолько значительным и чудесным, что хасиды даже хотели написать свиток 19 Кислева, наподобие Свитка Эстер, чтобы читать его каждый год, но Альтер Ребе не дал на это своего согласия.
 
В одной из своих бесед рассказывал ребе Раяц:
 
«Когда Альтер Ребе привезли в Петропавловку, он был помещен в тайные камеры Петропавловской крепости. Более семи недель (53 дня) он находился в этой крепости. Три первые недели Ребе находился в чрезвычайно суровом заключении, в камерах, предназначенных для бунтующих против царства, поскольку одним из главных обвинений доноса было то, что Альтер Ребе [якобы] собирал деньги и переправлял их турецкому султану. Позже его перевели в место с более мягкими условиями [заключения] в пределах той же крепости.
 
Все дни пока Альтер Ребе находился в [заключении] в Петропавловской крепости, проходили особые заседания, подбиравшие и перерабатывавшие материалы доноса против нашего Ребе. После этого Ребе допрашивали. Допросы происходили не в крепости, а в канцеляриях "Тайного совета", куда Ребе каждый раз перевозили на лодке через реку Неву — из крепости в канцелярии.
 
Царские министры сами допрашивали Альтер Ребе, и он отвечал им на все их вопросы. Ответы и вопросы записывались и отправлялись в Сенат для изучения. Все видели в ответах Альтер Ребе его удивительную мудрость и чистоту его сердца.
 
Во вторник 19 Кислева в свет вышел приговор, касающийся Альтер Ребе, гласивший, что он чист от всякого греха, и было принято решение о его освобождении».
 
Известно, что сам император Павел I пожелал навестить Ребе в его заключении. Он сделал это под видом простого офицера. Хотя Альтер Ребе никогда прежде не видел российского царя, он сразу почувствовал, кто перед ним, и оказал царю знаки уважения, которые предписывает еврейский закон по отношению к монарху. С этого момента царь называл Ребе не иначе, как «Святой рабин». Император Павел I собственноручно подписал окончательное решение, которое гласило: «Его императорское Величество не нашло в поведении хасидов ничего дурного, причиняющего вред добропорядочности и спокойствию государства». Так в еврейском календаре появился новый праздник: 19 Кислева – Рош А Шана хасидизма или хасидский Новый год. Прошло совсем немного времени, и движение ХаБаД далеко шагнуло за пределы Украины, Белоруссии и России, распространяя источники Учения Баал Шем Това по всему миру.
 
Именно в день 19 кислева принято начинать ежегодный цикл чтения основополагающей книги философии хасидизма, написанной Альтер Ребе, – книги «Тания» («Ликутей Аморим»).