Сегодня и завтра – Рош Ходеш месяца Хешван

Сегодня и завтра – Рош Ходеш месяца Хешван

Рош Ходеш Хешван всегда празднуется два дня, поскольку Хешван следует за Тишреем, который имеет всегда 30 дней, то есть является полным месяцем. Первый день Рош Ходеш приходится на тридцатое Тишрея, а второй – на первое Хешвана, в этом году это пятница и суббота, 1 и 2 ноября.

Другое название месяца – Мархешван. Как и названия большинства месяцев еврейского календаря, слово Мархешван взято из аккадского языка и означает «восьмой месяц». Как известно, наши мудрецы трактовали названия еврейских месяцев так, будто они были ивритского происхождения. Слово Мархешван, согласно их мнению, состоит из двух частей: «мар» и «хешван» (некоторые называют этот месяц сокращенно – «хешван»).

Слово «мар» имеет два значения. Первое из них – «горький». Этот месяц называют так, ибо в нем нет праздников со статусом «йом тов» и установленных постановлением мудрецов. Хотя и некоторые другие месяцы не отмечены праздничными днями, именно в Мархешване особенно ощутим резкий переход от месяца Тишрей, наполненного радостной атмосферой праздников, к будням. Кроме того, этот месяц приходится на самый грустный период года, когда природа увядает, дни становятся короткими, а небо затянуто тучами. Еще одна причина «горечи» этого месяца состоит в том, что именно в Мархешване, согласно одному из мнений в Талмуде (см. Рош А Шана 11б), начался потоп. Как сказано: «В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц… разверзлись все родники… и небесные (хранилища воды) распахнулись» (Берейшит 7:11). Кроме того, в этом месяце евреи взбунтовались против короля Рехавама из династии Давида, и древнее еврейское королевство разделилось на два: Иудею, чьей столицей оставался Иерусалим, и Израиль, со столицей Шомрон (Самария). Король Израиля Йоровам повелел считать 15-й день месяца Мархешван праздником, подобным празднику Суккот (см. Млахим 1, гл. 12), надеясь на то, что его подданные перестанут совершать паломничество в Иерусалим, где Суккот продолжали отмечать 15-го Тишрея, и Шомрон станет для них новым духовным центром.

Второе значение слова «мар» – «капля», как это явствует из стиха в книге Йешаяйу (40:15): «Ведь народы подобны капле («ке маар»), упавшей из ведра…». Такое его значение связывают с началом периода дождей в Эрец-Исраэль. В книге Млахим (I, 6:8) приводится и древнее название этого месяца, которое было принято у евреев и у ханаанеян: буль. Согласно Иерусалимскому Талмуду (Рош А Шана 1:2), он так назван по трем причинам.

1. В этом месяце увядают травы и листва на деревьях («буль» возводят здесь к глаголу «либоль» – «увядать»).

2. Из-за дождей на почве образуются комки земли («буль» означает также «ком»).

3. В этот месяц начинают замешивать корм для животных из заготовленного силоса, так как на лугах уже нет трав (здесь «буль» происходит от глагола «ливлоль» – замешивать»).

Согласно некоторым комментариям, этот месяц назван так, ибо в нем завершают сбор плодов с садовых деревьев («буль» они производят от «йевуль» – «урожай»).

Начиная с седьмого дня месяца Хешван в Стране Израиля – Эрец Исраэль начинают молиться о дожде.

Просьба о дожде, «…Дай нам росу и дождь с благословением», включается в благословение Шаним («Годы»), входящее в молитву Шмоне Эсре («Восемнадцать благословений»).

Как уже упоминалось, между Шмини Ацерет и седьмым Хешвана мы не молимся о дожде, а лишь упоминаем о его живительной силе в благословении «…Оживляющий мертвых», восхваляющем Творца, «…Посылающего ветер и дарующего дождь». Но в день седьмого Хешвана, когда «последние паломники (прибывшие на праздник Суккот в Иерусалим из Вавилона) уже перешли (на пути домой) реку Евфрат», начинают молиться о даровании дождя.

За пределами земли Израиля, где дожди обильны и нужда в них не столь велика, молиться о дожде начинают лишь через шестьдесят дней после осеннего равноденствия.

В нашем лунном календаре не может быть постоянной даты для начала молитвы о дожде в диаспоре. Зато точно известна его солнечная дата. В обычный год, когда в феврале двадцать восемь дней, молиться о дожде начинают пятого декабря, а в високосный год, когда в феврале на один день больше – шестого декабря.

Молитвы о дожде читаются как в Израиле, так и в диаспоре, вплоть до кануна праздника Песах.

Хотя в некоторых странах, в том числе в Эрец Исраэль, дождь нужен уже в начале зимы, а в некоторых других он нужен и после праздника Песах, не было установлено никаких других дат для начала и конца периода, когда читаются молитвы о дожде. В любом случае в канун праздника Песах эти молитвы прекращаются. Любой город или страна, нуждающиеся в дожде также и в другое время, могут установить особые покаянные молитвы и посты. Временные границы, установленные мудрецами для просьб о дожде в молитве «Восемнадцать благословений», всегда неизменны.

В древности мудрецы и величайшие праведники Израиля каждый год после прихода дождей устраивали праздник, торжественно произносили это благословение и читали молитвы, восхваляющие Творца: «Да прославится, возвеличится и благословится Имя Того, по слову которого возник мир, посылающего тысячи тысяч, миллионы миллионов ангелов, опекающих каждую каплю дождя» (Дварим Раба, 7); «Тысячи тысяч благословений и благодарностей должны мы воздать Твоему Имени за каждую каплю дождя, которую Ты посылаешь нам, ибо даже тем, кто виновен перед Тобой, Ты воздаешь добром» (Берешит Раба, 13).

Строительство Первого Храма было завершено в месяце Мархешван, как сказано: «И в одиннадцатый год правления Шломо, в месяце «буль», он же восьмой месяц, завершилось строительство Дома…» (Млахим I 6:38). Королю Шломо, обладавшему пророческим даром предвидения, было открыто, что торжество в честь начала храмовой службы следует отложить до следующего года, до месяца Тишрей, и он именно так и поступил (см. там же, гл. 8). Таким образом, Мархешван и в те времена остался «обиженным». Всевышний обещал тогда наградить его в будущем еще более великим торжеством: началом службы в Третьем, вечном Храме.