Шесть лучей одесского магендавида — по мнению Евгения Деменока

Известный одесский культуртрегер, которого в прессе называют также меценатом, арт-продюсером и коллекционером, Евгений Деменок, в издании «ART-Ukraine» назвал шесть наиболее, на его взгляд, интересных и ярких одесских художников, широко использовавших еврейскую тематику в своих работах.
 
Хотя в той же статье Евгений Деменок перечисляет еще более 40 фамилий одесско-еврейских художников (ведь Одесса внесла вклад в искусство живописи отнюдь не меньший, чем в литературу), все же эти шесть Мастеров для него имеют особенное значение — он их сравнивает с шестью лучами магендавида. Информационным поводом для столь глубокой рефлексии стала выставка «В предощущении чуда» — выставка работ одесских художников-евреев XIX–XX веков, которая состоялась в Одесском художественном музее. Вначале эта выставка планировалась на 1918 год, но в силу разных причин (революция, войны, советская власть, независимость, то, сё…) ее открытие несколько задержалось — на 93 года.
 
Так кто же эти шестеро Великих, по версии Евгения Деменока? Это Леонид Пастернак, Соломон Кишинёвский, Теофил Фраерман, Амшей Нюренберг, Иосиф Островский и Александр Ройтбурд.
 
Александр Ройтбурд не так давно побывал на нашем сайте, в связи с выставкой «Если в кране нет воды…» в PinchukArtCentr, поэтому сегодня мы хотим вам предложить фрагмент текста Деменока о Иосифе Островском (который, кроме того, что великий художник, еще и отец Меира Островского, президента и раввина еврейской школы Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» им. Леви-Ицхака Шнеерсона № 144), имя которого, по мнению Деменока, возникает первым, когда думаешь «за еврейских художников, и таки с нашего времени»
  
Тех же, кто интересуется подробностями о других из Великой Шестерки, а также о выставке в Одессе отсылаем к материалу в ArtUkraine, которую горячо рекомендуем как практически эталонный образец статьи о художниках.
 
Итак, Иосиф Островский в тексте Евгения Деменока.
 
«Имя Иосифа Островского возникает первым, когда думаешь об одесских художниках нашего времени, разрабатывающих тему иудаики. Ведь если у большинства остальных художников-евреев эта тема присутствовала в творчестве в большей или меньшей степени, то для Иосифа Островского она стала ключевой, основополагающей, центральной. Еврейский цикл конца 70-х – начала 90-х годов стал стержневым в его творчестве. Несколько сотен его живописных и графических работ хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях Украины, России, Израиля, США, Японии, Италии и других стран. Достаточно назвать имена тех, в чьих коллекциях находились и находятся работы Островского, чтобы понять уровень его популярности: Аркадий и Константин Райкины, Пётр Тодоровский, Зиновий Гердт, Михаил Козаков, Александр Кайдановский, Михаил Жванецкий. Забавный факт – во времена массовой эмиграции одесситов в начале 90-х их более расторопные родственники и друзья писали «оттуда»: «Ничего лишнего сюда не бери. Вези льняное постельное бельё и Островского».
 
Иосиф Меерович Островский родился в 1935 году на окраине Шепетовки, в еврейском местечке Судилково. Многие жители шепетовской окраины соблюдали традиции, праздновали шабат, ходили в синагогу; мужчины изучали Тору и Талмуд. Мама Иосифа следила за кашрутом и зажигала субботние свечи.
 
Пятнадцатилетним Островский уезжает в Одессу и поступает в Одесское художественное училище. Его учителями были Дина Михайловна Фрумина и Любовь Иосифовна Токарева-Александрович. После службы в армии он возвращается в Одессу и живёт в нашем городе до 1989 года, без малого сорок лет. Талантливый художник и отличный рисовальщик, Иосиф Островский довольно быстро получает признание, а с ним и госзаказы. В марте 1978 года в Одесс