В России началась большая акция, называющаяся «Еврейской этнографической экспедицией», но на деле представляющая собой скорее «мицва-экспедицию», ибо ее цель – не только изучить нынешнее состояние российского еврейства и описать его научным образом, но и изменить его – приобщить евреев из разных городов к выполнению заповедей Торы и пробудить у них интерес к знаниям истории и традиций своего народа, что предполагают делать молодые раввины и студенты иешив в передвижных синагогах, так называемых «мицва-танках».
C другрй стороны, возможно, что «этнографизм» экспедиции заключается в том, что население российских городов будут знакомить с видом, обычаями и традициями поведения соблюдающих традиции евреев, с их обрядами и культурой, на примере участников экспедиции – упомянутых молодых раввинов и студентов иешив. Вполне вероятно, что эта акция носит просветительский характер, ибо в российской глубинке до сих пор бродят самые причудливые слухи и мифы, и зачастую сами евреи не очень хорошо знают свою национальную культуру и фольклор.
Вчера три «мицва-танка» – яркие, привлекающие внимание комфортабельные трейлеры, экипированные всем необходимым для длительной акции, выехали по трем направлениям. Первый поедет в Ставрополье и на Кавказ, второй – на Урал и в Поволжье, ну а третьему досталась Сибирь. Всего они посетят более 50-ти городов. Вся акция должна завершиться 5-го августа, и в каждом городе будут лекции, встречи и мероприятия, направленные на реализацию десяти мивцоим Любавического Ребе.
То, что участники экспедиции едут не столько собирать сведения о евреях, сколько, наоборот, их распространять, было подчеркнуто и в обращении Главного раввина России Берла Лазара к участникам акции: «Сегодня мы видим, с каким трепетом и с каким желанием люди встречают «мицва-мобили», какая у них огромная жажда получать информацию о еврействе, обмениваться опытом, налаживать контакты с соплеменниками и единоверцами. Так крепнет наше единство – источник силы еврейского народа на протяжении всей его истории. «Мицва-мобиль» – это еще одно свидетельство того, что мы живем в новой, свободной и демократической России, где наш народ, как и десятки других народов, чувствует себя комфортно, где мы можем открыто гордиться своим еврейством, открыто рассказывать о наших традициях, нашей многовековой истории и богатейшей культуре».
Пока не сообщается, участвуют ли в составе экспедиции ученые-этнографы и научные сотрудники, но не исключено, что они в ней есть, и по ее результатам будет подготовлен и полноценный этнографический отчет, где расскажут о евреях, живущих в российских мегаполисах и провинциальных городках, о том, например, чем отличается челябинские евреи от рязанских и о том, как в прошлые века в Пензе строили синагоги а в Ставрополе пекли халы. Впрочем, с другой стороны, исторические центры еврейства лежат все-таки несколько в другом направлении – в Литве, Беларуси, Украине . Именно здесь было сердце «идишленда», здесь возникло течение хасидизм и культура штетлов, здесь были еврейские сельскохозяйственные колонии, здесь и сейчас еще можно услышать рассказы старожилов о «прежних временах», которые отображены в нигунах и клейзмерской музыке, в картинах Марка Шагала и мастеров Культур-Лиги, в театре, литературе и народном творчестве. До сих пор в Восточной Европе есть огромное количество материала для этнографов, и не зря в сюда приезжают делегации из Университета штата Индиана, из Санкт-Петербурга и из других мировых научных центров.