Приближается Международный день памяти Холокоста, который будет отмечаться 27 января, пройдут торжественные собрания, будут сказаны важные слова и зажжены свечи в память о жертвах. Однако, председатель Совета евреев-ветеранов, полковник в отставке Соломон Флакс считает, что этого совершенно не достаточно, и что только реализация проекта мемориала на месте расстрела еврейской общины города может быть вещественным воплощением подлинной памяти о жертвах Холокоста.
В преддверии этой важной даты Соломон Флакс опубликовал большую статью в январском выпуске газеты «Шабат Шалом». Наш сайт публикует ее без сокращения в авторской редакции.
Этого забыть нельзя
Соломон Флакс, «Шабат Шалом» №1 (№300), январь 2018.
Холокост… Для многих память о нем все еще свежа, и среди нас все еще есть люди, пережившие его.
И все же, почти с ужасающей скоростью, он отходит в историю. Даже для большинства из тех, кто жил в то время, события, непосредственно связанные с нацистской программой геноцида, стали уходить в прошлое.
1 ноября 2005 года, на 42-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, было принято постановление о том, что 27 января объявляется «Международным днем памяти жертв Холокоста» и что отмечаться этот день будет ежегодно. В этот уже далекий январский день 1945 года советские войска 1-го Украинского фронта освободили лагерь смерти Освенцим (Аушвиц). Ужасы войны померкли перед тем, что увидели освободители, вступившие на территорию лагеря смерти — место ужаса, кровавых расправ и произвольных убийств детей, женщин, стариков. Все это вызвало на Западе потрясение, шок, смятение.
Советских воинов, освободивших Освенцим, встретили 7000 живых скелетов. Они не могли не только передвигаться, но и говорить. У них не осталось сил даже для того, чтобы радоваться освобождению. Вот как о том дне вспоминал один из освободителей лагеря Герой Советского Союза генерал-лейтенант В. Я. Петренко:
«Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза, руки как плети, тоненькие ножки, голова огромная, а все остальное как бы не человеческое — как будто пришито. Слез у этих людей не было. Я видел, что они пытались утереть глаза, но они были сухими…».
Лев Маркович Левин, состоящий на учете в нашей еврейской организации ветеранов войны, участник освобождения лагеря смерти Освенцим, рассказывал нам:
«В этом лагере фашисты истребили около полутора миллиона человек, в основном евреев — детей, женщин и стариков. Я видел задымленные печи, где сжигали трупы, и огромный сарай, заполненный волосами и зубами из желтого металла, вырванными у этих жертв. То, что я видел в этом лагере, забыть нельзя. Много лет спустя этот ужас стоял перед глазами»…
В течение длительного времени трагедия евреев во Второй мировой войне оставалась запретной темой не только в СССР и в странах бывшего соцлагеря, но и в Германии, США, Великобритании, Франции. Годы и годы понадобились, чтобы осознать масштаб горя нашего народа и значение потерь для всего цивилизованного человечества.
Много о Холокосте стало известно из суда над Адольфом Эйхманом, из материалов Нюрнбергского процесса.
В 1953 году был открыт Иерусалимский мемориал «Яд Вашем».
В 1997 в Швеции была издана книга «Передайте это детям вашим». Еврейский народ потерял 6 миллионов своих сыновей и дочерей, треть еврейского населения планеты, в том числе полтора миллиона детей. Бывший узник Освенцима лауреат Нобелевской премии Эли Визель охарактеризовал убийство детей как уничтожение генофонда: «Мы никогда не узнаем, сколько будущих Эйншнейнов было среди них».
Этого забывать нельзя.
Активную роль в сохранении памяти о Холокосте сыграл премьер-министр Швеции Ханс Йоран Перссон. 26-28 января 2000 года впервые была организована Стокгольмская международная конференция по Холокосту, на которую прибыли политические лидеры 47 государств, в том числе В. Ющенко от Украины.
Задача конференции:
1. Почтить память миллионов жертв Холокоста.
2. Подчеркнуть важность совместного противостояния политических и общественных лидеров таким явлениям как расизм, ксенофобия, антисемитизм, которые представляют угрозу демократии и цивилизации.
В условиях тоталитарного режима и антисемитизма советского периода не принято было говорить об этой трагедии. Правда в СССР стала известна в конце 90-х годов.
К сожалению, Украина, где нацисты начали осуществлять «окончательное решение еврейского вопроса», где разыгрались ужасные сцены Холокоста (в Украине уничтожено 1,5 миллиона евреев), официально стала отмечать этот день лишь с 2012 года (5 июня 2011 года Верховна Рада Украины постановлением 8/60.5 объявила этот день национальным днем Памяти жертв Холокоста).
Во многих городах Украины стали появляться мемориалы в память о тех, кого убили в 1941-1943 годы. в Днепропетровске бессменный руководитель общества «Тарбут Верахамим» («Культура и милосердие») Аркадий Шмист нашел место расстрела евреев в Ботаническом саду и установил там памятник. На нем написано: «У цій землі лежить прах 10000 мирних євреїв Дніпропетровська, жорстоко вбитих 13-14 жовтня 1941 року, і ще багатьох наших святих братів та сестер, закатованих та розстріляних фашистами (1941-1943)».
Но каждый из этих расстрелянных имел имя.
Совет евреев-ветеранов войны занимался поиском фамилий этих людей. Аркадий Шмист — созданием мемориала. Он сумел привлечь замечательных архитекторов и конструкторов — В. Тарнопольского, Е. Яшунского, М. Мильмана и др. Они нашли творческое решение. И когда Аркадий Шмист обратился в Совет евреев-ветеранов с просьбой передать имена погибших, мы сделали это с радостью. Совет ветеранов на основании архивных документов, опроса людей, изучения других источников установил 5000 имен погибших. На протяжении более 18 лет члены Совета ветеранов совместно с А. Шмистом бывали на приемах у мэра города И. И. Куличенко, его заместителей А. Ф. Крупского, Е. И. Зайцева с вопросом о разрешении строительства мемориального комплекса в Ботаническом саду (в Совете ветеранов хранится вся эта документация), где на стелах были бы указаны имена погибших, а также Праведников Народов Мира, спасавших евреев Днепропетровска. Они делали это буднично и бескорыстно, несмотря на смертельную опасность, они открывали двери евреям, бежавшим от гестапо и полиции. И пусть бы их правнуки увидели имена своих прадедушек и прабабушек, совершивших подвиг.
Кропотливый труд по строительству мемориального комплекса дал положительные результаты, но возник вопрос финансирования проекта. В настоящий момент к этому вопросу подключилась еврейская религиозная община, реб Шмуэль Каминецкий, директор благотворительного фонда Днепровской еврейской общины Зелиг Брез, Леонид Лившиц, Лея Шмист и другие. Но пока для осуществления проекта средств не хватает.
Я обращаюсь к вам, уважаемые меценаты и состоятельные люди всех национальностей. Давайте общими усилиями создадим этот мемориальный комплекс. Ведь мы все хотим избавить грядущие поколения от подобных трагедий. Значит, нужно хранить память о произошедшем в годы Второй мировой войны.
Я боюсь умереть и не увидеть стел с именами погибших. Огромная многолетняя работа по поиску имен была проделана советом евреев-ветеранов Великой Отечественной войны. Я хочу увидеть, как к мемориалу приходят люди со своими внуками, правнуками и говорят им: «Вот, смотри, здесь покоятся наши родные и близкие. Запомни их имена».
Я уверен, что, если шведы смогли ради детей и внуков увековечить память о Холокосте, то мы общими усилиями создадим прекрасный мемориальный комплекс. Так как этого забывать нельзя.
Соломон Флакс,
председатель Совета евреев-ветеранов ВОВ