Начать масштабный проект по исследованию и спасению еврейского наследия в Чернобыльской зоне отчуждения решил Украинский еврейский студенческий союз и Ассоциация выпускников Европейского института иудаики PAIDEIA (Стокгольм, Швеция).
Для начала они выбрали Полесский район Киевской области, куда и совершили первый выезд в так называемые «поминальные дни», ведь власти только в этот период открывают доступ к закрытым территориям, и евреям разрешено посещать места захоронений своих близких также только в эти дни.
Воспользовавшись этим исследователи не только изучили, в каком состоянии находятся еврейские мемориальные места, но и записали немало интересных свидетельств: например о том, что волна еврейской миграции из этих мест совпала с началом строительства станции – люди как будто почувствовали таящуюся угрозу.
"У воспоминаний период полураспада гораздо короче, чем у плутония. Собрать и сохранить эти воспоминания, пока еще живы очевидцы — одна из важнейших целей нашего проекта" — отмечает один из организаторов Алексей Красницкий.
Чернобыль исстари был еврейским местечком, так, по данным 1884 года, в Чернобыле проживало 3098 русских (малороссов и великороссов), среди них заметную часть составляли старообрядцы, имевшие свой монастырь; поляков было 154; а евреев было более чем в два раза больше – 6559. Одним из центров хасидизма Чернобыль стал в 18 веке, в 1798 г. здесь умер цадик Менахем Наум Чернобыльский. В Чернобыле похоронены два цадика, их могилы сейчас укрыты в специально сооружённых кирпичных постройках. В 60-е годы XIX в. в Чернобыле было 5 синагог. При этом лучшие пахотные земли принадлежали польскому помещику. Исторические хроники доносят, что владелец имения, католик по вероисповеданию Ходкевич, в 1840 г. отдал питейный бизнес в Чернобыле евреям (за 12.600 руб. серебром в год. Для сравнения — оплата мужской работы составляла 25-30 копеек в день). В 1850 г. в городке имелось уже 50 питейных заведений.
Любопытные записки о Чернобыле 1884 года оставил «Отставной военный Л.» (по книге Николая Черниговца «Чорнобиль – мiсто без майбутнього?», Белая Церковь, 2003). «Чернобыльские евреи, как и везде, по-своему набожны и фанатичны. По праздникам они, почитая город своим, ходят по улицам и площадям в богослужебных одеждах: таласах и кителях. А главная синагога и все церковные школы наполнены молитвенными криками по целым дням и ночам, хотя бы это стесняло других… Антисемитских движений за всю историю Чернобыля не обнаруживалось…»
Чернобыльский регион, несмотря на опасность, привлекает особое внимание исследователей еврейской культуры со всего мира: здесь находится могила одного из основателей хасидизма – первого раввина Чернобыльской династии Менахема-Нахума, которая теперь продолжается в Соединенных Штатах.
Теперь организаторы проекта готовят приезд в Зону отчуждения международной группы молодых специалистов разного профиля из стран Западной Европы: художники, журналисты и культурологи отправятся этим летом в Поллеский регион в поисках утраченного времени и утраченной памяти.
Будем надеяться, что власти не будут чинить препятствий в реализации этого проекта, тем более, что он международный и осуществляется в рамках программы "Geschichtswerkstatt Європа" при поддержке Фонда "Память, ответственность, будущее" (EVZ, Германия) и его предварительные итоги должны быть оглашены уже осенью в Стокгольме.