Печальна судьба синагог, находящихся в городах и местечках, где некогда была активная еврейская жизнь, было большое еврейское население, но в которых ныне евреев практически не осталось. В некоторых местах эти синагоги используются под спортзалы, клубы или склады, в некоторых их здания стоят, не имея владельца, пустые и заброшенные, и их судьба не определена.
Таких синагог много, и многие из них являются памятниками архитектуры, все они являются историческими памятниками, молчаливыми свидетелями того, что жил на этой земле не просто народ, но целая цивилизация, мощная, самобытная, и что исчезла она не в результате естественных исторических процессов, но была преступно уничтожена. И не в далеком прошлом, а в середине ХХ столетия. Спасти и сохранить эти фрагменты «Еврейской Атлантиды» задача не только и не столько для современной еврейской общины, сколько для всей страны, всего общества, и даже шире для европейского сообщества – и по тому, как этот вопрос решается в разных странах, можно судить о степени их цивилизованности.
До последнего времени казалось, что ситуация в Украине очень печальна – бесхозным стоит и разрушается здание красивейшей трехкупольной синагоги в городе Болехове, похожая ситуация и в других городах. Но вот появилось радостное сообщение – кажется, синагога в Сатанове будет спасена и сможет достойно встретить свой пятисотлетний юбилей.
Сатановская синагога уникальное сооружение, относящееся к редчайшему типу архитектурных памятников, называемых «оборонные синагоги» – в Украине сохранились до наших дней всего лишь шесть таких. Все они были возведены в период XVI – XVII веков на территории развитых средневековых городов, и служили местным жителям и местом культового назначения, и цитаделью.
Сатанов изначально – город на южной границе Великого Княжеского Литовского, затем вошедший в состав Речи Посполитой, в 1641 году получивший Магдебургское право, а в 1796 году, оказавшийся под владычеством Российской империи, ныне скромно называется поселком городского типа в Городокском районе Хмельницкой области. Синагога является не только его важнейшим архитектурным памятником, но и символом его истории, столь типичным для земель Восточной окраины Европы. В начале XVI века, когда была построена синагога, Сатанов был одним из приграничных поселков, которые составляли укрепленную оборонительную линию Речи Посполитой на южной границе. Городок постоянно находился под угрозой нападения врагов, и не единожды ей подвергался: Сатанов несколько раз захватывали и даже сжигали татары и турки, а в 1648 году он был захвачен казаками.
Выстроенная в стиле Ренессанса, имеющая стены двухметровой толщины, Сатановская синагога была важным узлом городской обороны — ранее здесь стояла пушечная батарея, содержавшаяся за счет еврейской общины. В ней было также подземелье, служившее в качестве порохового погреба. Само сооружение перекрыто полукруглым коробовым сводом, самым большим в Восточной Европе, возведенным без дополнительных опор и колон. В 1754 году была проведена капитальная реконструкция здания, о чем свидетельствует надпись в декоративном картуше, сохранившаяся над входом в центральный зал. Тогда же был построен и выполненный в стиле барокко декоративный резной Арон Кодеш.
В 30-е годы ХХ века синагога, как и другие культовые сооружения Сатанова, была закрыта и превращена в склад, а в годы оккупации здание синагоги некоторое время использовалась нацистами, как тюрьма, где удерживали местных евреев. О тех страшных днях напоминают следы от пуль, сохранившиеся на Арон Кодеш. Нацисты уничтожили всех евреев Сатанова, и на этом закончилась его история как штетла – уникальной формы еврейской жизни, характерной для общин в зоне восточной границы Идишленда. Евреи составляли большинство населения города почти 550 лет – с 1404 года до нацистской оккупации.
А здание синагоги в Сатанове пережило советскую власть и чуть не погибло в годы независимости. Дело в том, что в конце 80-х, как и многие другие здания синагог, оно стало бесхозным. Местные жители превратили его в стихийную свалку, а женские галереи и часть контрфорсов, подпирающих его массивные стены, разобрали на камень. Это едва ли не стало фатальным для древней цитадели, ее стены начали расползаться и трещать, и здание оказалось под угрозой разрушения. (Отметим, что так бывает отнюдь не всегда – синагога в Болехове тоже стала бесхозной после банкротства местной кожевенной фабрики, использовавшей ее как клуб, но местные жители относятся к ней уважительно, называют «жидівська божница», считают сакральным, намоленным местом и неоднократно обращались с просьбами, чтобы евреи возродили ее.)
В течение многих лет единственным человеком из всего Сатанова, которого заботила судьба синагоги, был пенсионер Борис Слободнюк – православный по вероисповеданию, взявший на себя миссию смотрителя синагоги, не получавший за свою работу «ни гривны, ни шекеля». «Он годами воевал с вандалами и односельчанами, которые пытались сделать из синагоги свалку и разобрать ее по камешку. Его в Сатанове не понимали, а он молился в православном храме о восстановлении синагоги», с удивлением писали о нем СМИ. Сам он говорит так: «Мне жаль такой святыни, такого памятника. Я не еврей, конечно, но почему-то переживаю за нее. Я захожу туда, и мне становится хорошо, спокойно. Я отдыхаю, и выхожу оттуда как будто из церкви».
Впрочем, некоторые жители Сатанова также попытались поддержать честь своего города и составили коллективное обращение, направленное в редакции газет и телеканалов. Многие отозвались, например, канал «1+1» (забегая наперед, заметим, что когда вопрос о реставрации стал решаться, журналисты этого канала, не страдая от ложной скромности, приписали главную заслугу в спасении синагоги себе – «На реставрацию 500-летней синагоги нашли миллионы долларов благодаря ТСН»).
Формально Сатановская синагога является памятником общенационального значения, который охраняется законом, (об этом свидетельствует табличка на одной из стен), но государство, как и местные власти, почти 20 лет равнодушно смотрели на ее гибель.
Все изменилось, когда за спасение Сатановской синагоги взялся член правления Хмельницкой еврейской общины Артур Фридман, которого поддержал новый Главный раввин Хмельницкого региона Александр Файнгольд, сменивший Иегошуа Раскина на этом посту. «Для нас, Хмельницкой областной иудейской религиозной общины, Сатанов долгое время не был приоритетным в направлении развития там еврейской жизни, потому что евреев там просто не осталось, – рассказал раввин Файнгольд. – Разговоров о том, что надо заняться реставрацией этой синагоги, которую местные жители еще в 80-х годах начали превращать в свалку, было много, но непосредственным инициатором, человеком реальных действий, выступил член правления нашей общины Артур Фридман».
В 2012 году за несколько месяцев ему удалось осуществить процесс приватизации синагоги, были найдены инвесторы, которыми стали евреи из Москвы, осуществляющие проект создания современного оздоровительного центра в Сатанове, в который будет входить и синагога. Также там будет и построенный по европейским меркам завод минеральных вод, и санаторий.
Реставрация, которую предваряли процесс приватизации и составления технической документации, началась в октябре прошлого года. Тогда была очищена крыша здания (за долгие годы она покрылась слоем грунта, на котором вырос кустарник и даже деревца), а в главном зале в главном зале установили строительные леса. Сейчас восстановительные работы идут внутри синагоги, и, по словам Артура Фридмана, в 2013 году планируется довести до конца основные необходимые спасательные работы, а в 2014 году собираются заняться фундаментом, подземной частью и завершить работы по реставрации самого здания.
Разумеется, слово «инвесторы» по отношению к тем, кто вкладывает деньги в реконструкцию синагоги, можно употреблять лишь условно, ведь как отметил раввин Файнгольд, они понимают, что никакой прибыли это им не принесет, а, следовательно, их надо назвать, наверное, меценатами – теми, кто бескорыстно жертвует на доброе дело.
Кажется, с Сатановым история кончится, если не «хэппи эндом» (вряд ли евреи массово вернутся в этот город и в нем снова закипит еврейская жизнь), то во всяком случае спасением памятника еврейской культуры. Но что будет с остальными пятью уникальными «оборонными синагогами»? Что будет с синагогой в Болехово, в Подгайцах, в сотнях бывших еврейских штетлов? Может быть, настало время принять государственную программу спасения еврейского наследия Украины? Возможно, к этому следует привлечь европейские структуры, а также ЮНЕСКО? Но, прежде всего, важно, чтобы каждая синагога была поставлена на учет, чтобы вопрос их спасения был не проблемой местной или близлежащей еврейской общины, но приоритетом для всего еврейского сообщества Украины. Думать о будущем и жить в настоящем конечно важно, но без прошлого, без истории, без понимания того, что мир начался не нами и нами кончится, а мы лишь маленькое звено в великой цепи, говорить о каком-либо возрождении, тем более духовном, просто невозможно.
Фото Дмитрия Панаира (сайт "Невідоме Поділля")